Ух ты, говорящая рыба!

Молодой, но уже успешно обосновавшийся в столице провинциал по имени Митя непроизвольно - с кем не бывает - делает предложение руки и сердца, на что получает утвердительный ответ. Внезапная невеста требует скорейшего перехода в статус законной супруги, но есть маленький нюанс: таковая у жениха уже имеется и до сих пор живет в глубинке, откуда герой благополучно мигрировал. Квест, в теории, незамысловатый - поехать на малую родину, поставить в паспорте один штамп, вернуться, поставить другой штамп и счастливо провести остаток дней с красивой блондинкой из состоятельной московской семьи.

Однако на практике за первым же пунктом разверзается бездна в лице первой жены. И зовут эту бездну, в которую со свистом устремляются все радужные планы, Василиса. Вася - особа со сложносочиненным характером. Посоветовавшись со Вселенной, она решает, что печальный факт юридической кончины брака вполне можно обратить себе на пользу. Поэтому ставит следующие условия: познакомиться с преемницей лично, устроить по случаю торжество и пригласить на него якобы предназначенного Васе судьбой старого друга Мити - зажиточного подкаблучника-тюфяка Пашу, находящегося под гнетом тирании властной мегеры Киры. Поскольку настоящая невеста обо всем ни сном ни духом, на ее роль Митя приглашает милую и добрую девушку Настю. К последней в качестве обязательного довеска прилагается бойфренд - мускулистый мордоворот с повадками пубертатного бабуина из "Дома-2" Макс. Довершает разношерстную кавалькаду действующих лиц колоритный прощелыга Гарик (aka Илья), еще один Митин товарищ.

Кто там с кем в итоге сойдется, становится кристально ясно сразу по окончании экспозиции, поскольку это романтическая комедия, выходящая к 14 февраля. Но не стоит делать сразу далеко идущих выводов. Сама любовная линия, которая, по канонам жанра, должна быть основополагающей, режиссера и сценариста Романа Каримова, да будут устланы благоухающими розами его творческие пути, интересует мало. Она, конечно, есть, но задвинута на периферию, чтобы не мешала другим, куда более занятным темам. Как, скажем, трансформация классовых взаимоотношений в XXI веке.

Забегая ненадолго на вотчину Крыжовникова, Каримов делает поглощение алкоголя не самоцелью, но средством раскрытия персонажей с тех сторон, что скрываются обычно за различными фасадами (самоуверенности, благопристойности, врожденной робости и т.д.). Вследствие чего происходят всяческие катарсисы. Так, представитель среднего класса Митя и маргинал Макс выясняют, что истинная причина их изначального друг к другу неприязненного отношения - классовая вражда. Причем произрастает она не из различий в возможностях обладания статусными атрибутами, как сто лет назад, а в полярных жизненных позициях, в частности - касательно субъективного определения свободы.

Принципы и приоритеты вообще у всех персонажей сильно разнятся, что характернее всего находит отражение в способах решения ими тех или иных проблем. Митя любую яму на пути стремится тут же забросать деньгами. Макс при любом удобном случае пускает в ход кулаки. Прощелыга Илья (aka Гарик) предпочитает ходить извилистыми тропинками беззакония. Однако эффективнее всех оказывается Настя - фактически, самый положительный герой. Перевоплощаясь в огромного говорящего карпа с ногами, она действует нетривиально, даже на первый взгляд иррационально, но в конечном счете докапывается до центра клубка из конфликтов и распутывает его.

Разумеется, антропоморфная рыба служит не только триггером к наступлению развязки, но и самодостаточным гэгом. То, что Каримов умеет писать остроумные диалоги, было понятно еще по его дебютной полнометражной картине "Неадекватные люди". В "Гуляй, Вася!" к ним добавился арсенал комедии положений в широком диапазоне вплоть до смелых, но остающихся в рамках заданного стиля гомоэротических намеков и эксплуатации секса. Однако к каким бы "низким" приемам не прибегал автор, они не только вызывают соответствующую реакцию, но и работают на развитие персонажей и нарратива. Кроме того, эти приемы, резко друг с другом контрастирующие (например, за тем же абсурдным появлением карпа следует забавный, несущий правильную мораль монолог, что дополнительно усиливает комичность момента), тем не менее создают общее впечатление целостности. Таким образом, даже некоторая неаккуратность монтажа, обусловленная принесением целых побочных сюжетов в жертву жанру, а также больно режущая слух попса в саундтреке не мешают назвать фильм "Гуляй, Вася!" одной из лучших российских комедий последних лет. И еще больше оптимизма внушает то, что в контексте каримовской фильмографии это не случайный успех, а ожидаемое продолжение приятной тенденции.

4