16.02.2017 21:08
    Поделиться

    Почему прокуратура не доводит до конца дела о сокрытии налогов бизнесом

    Из-за проблем с собираемостью налогов российский бюджет ежегодно недополучает огромные деньги. По данным Совета Федерации, на 1 сентября прошлого года совокупная задолженность в бюджетную систему страны по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям (даже без учета задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды) составила 1,326 триллиона рублей. Это на 16,1 процента больше по сравнению с началом года. Причем, по словам экспертов, в условиях экономического спада различные мошеннические или "околомошеннические" схемы стали применять в том числе крупные компании. Учитывая относительно небольшие суммы штрафов, им стало выгоднее использовать налоговую задолженность как своего рода кредит. Маленькими пенями крупный бизнес не напугать, зато так они экономят существенные суммы, не привлекая на покрытие своих расходов и кассовых разрывов дополнительных кредитных средств. Обычно, если подобные факты вскрываются, уголовные дела удается довести до логического конца. Однако в некоторых случаях дела закрываются на ранних стадиях, в том числе с подачи некоторых силовых органов. Вот лишь несколько ярких примеров за последнее время.

    СМИ сообщили, что в конце прошлого года деловые круги России потряс скандал со шведской компанией IKEA, которую обвинили в неуплате 32,3 миллиарда рублей налогов. Как писали журналисты, в 2011 году IKEA Einrichtungs GmbH, которая управляет европейскими активами IKEA, продала Fuprin Holding VI B. V. из Голландии 99,9 процента долей в уставном капитале ООО "ИКЕА Мос". Размер сделки составил 840 миллионов евро, то есть по тогдашнему курсу примерно 35 миллиардов рублей. Однако следователи сочли, что активы стоили гораздо дороже - 162,4 миллиарда рублей. Договор купли-продажи заверялся в Химках и, по мнению представителей регионального управления СКР, у IKEA Einrichtungs GmbH возникла обязанность по уплате налога на прибыль в 32,3 миллиарда рублей. Ведомство начало расследование по уклонению от уплаты налогов с организации. Но уже спустя девять часов, как сообщалось в прессе, дело было закрыто химкинской прокуратурой.

    Другой интересный случай (правда, с куда меньшей суммой неуплаченных налогов) - история Георгия Халиуллина, гендиректора ЗАО "Опытный завод Нефтехим", одного из крупнейших в России и странах СНГ производителя реагентов для нефтедобывающей промышленности. По данным следствия, Халиуллин с июля 2010 года по 2011 год предоставлял в налоговые органы декларации с ложными сведениями о расходах и прибыли. В декларациях глава предприятия сознательно завышал расходы и занижал прибыль. В результате чего у ЗАО образовалась задолженность по налогам на прибыль и добавленную стоимость в размере около 63,3 миллиона рублей, сообщили в СУ СКР Башкирии. В апреле 2013 года в отношении Халиуллина было заведено уголовное дело по статье "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации в особо крупном размере". Однако уже в мае постановление о возбуждении дела было отменено прокуратурой. Как пояснили в СУ СКР Башкирии, это связано с тем, что "прокуратура не усмотрела в действиях Халиуллина состава преступления".

    Маленькими пенями крупный бизнес не напугать, ему выгоднее использовать налоговую задолженность как своего рода кредит

    Но один из самых вопиющих случаев произошел в Самарской области, которая, по сообщениям СМИ, входит в топ-5 регионов-должников России. При этом именно здесь находится крупнейший в мире производитель аммиака ОАО "Тольяттиазот" (ТоАЗ). Правоохранительным и надзорным органам это название хорошо знакомо. Пресса не раз писала о том, что мажоритарные акционеры завода - экс-директор Владимир Махлай с родственниками и партнерами - уже много лет скрываются от уголовного преследования за рубежом. Бизнесменов подозревают в выводе прибыли и активов, по утверждениям СМИ, нанесшем предприятию ущерб в 550 миллионов долларов. По факту мошенничества возбуждено и расследуется уголовное дело.

    А в начале 2017 года региональное Следственное управление СК РФ возбудило новые уголовные дела, на этот раз связанные с продажей акций ТоАЗа. Фигуранты дела - директора самарских фирм "Контаз" и "Родничок". По данным местных СМИ, учредителем первого является сестра Владимира Махлая Раиса Голованова, второго - его близкая знакомая Валентина Семенова.

    По данным СМИ, в 2008 году они продали ценные бумаги ТоАЗа кипрской офшорной компании Borgat Investments Limited двумя лотами по номинальной стоимости - один рубль за акцию. "Родничок" продал свой пакет на 1,7 миллиона рублей, а "Контаз" на 861,4 тысячи. Правда, если исходить из этой стоимости акций, то весь ТоАЗ, это крупнейшее аммиачное предприятие в мире с уставным капиталом в 97,116 миллиона акций, стоит соответственно чуть больше 97 миллионов рублей.

    На самом деле СМИ называли реальную рыночную стоимость проданного "Родничком" пакета, которая составляла на тот момент гораздо больше миллиарда рублей, "Контазом" - без малого 577 миллионов. Таким образом две фирмы недоплатили в бюджеты всех уровней 327 миллионов в виде налогов. Против должностных лиц "Родничка" и "Контаза" были возбуждены уголовные дела, но Самарская областная прокуратура вмешалась и прекратила их. О чем и написали местные СМИ. Какими соображениями на самом деле руководствовались представители ведомства, пока не до конца ясно. Однако в Интернете эта новость вызвала шквал эмоций.

    Как пишут в прессе, этот случай далеко не единственный. Возможно, Генеральной прокуратуре России стоит обратить внимание на неоднозначные решения в регионах? Ведь пока сотрудники подведомственного ей органа могут закрыть любое дело, зачастую не утруждая себя даже формальным объяснением причин, дыры в бюджетах всех уровней будут только расти, а регионам не останется ничего другого кроме как все глубже погружаться в долговую яму.

    Поделиться