Папа был прав, папа был прав

"Тони Эрдманн": кривозубый оскал европейского корпоративного мира
У пожилого учителя музыки, странноватого старикана Винфрида, есть взрослая дочь Инес. А у дочери Инес есть престижная должность в консалтинговой компании. Большая, стало быть, начальница. Кроме работы, Инес мало что интересует. И отец в ее область приоритетов явно не вписывается, из-за чего, ясное дело, печалится и в какой-то момент идет на отчаянный шаг: перевоплощается в Тони Эрдманна - якобы богача, посла Германии, бизнес-тренера и друга теннисиста Иона Цириака. То есть становится ходячим пародийным собирательным образом всех, с кем дщерь по долгу службы общается - всевозможных пригламуренных коммерсантов.

Первый отсюда вывод напрашивается сразу - позвоните родителям, что же с нами стало, мы тут все чего-то копошимся, а жизнь-то мимо пролетает. Не надо, мол, так. Но то - лишь рябь на поверхности, под которой глубины полнятся смыслами. Политическими в том числе. В основном сводящимися к тому, как Европа либерализируется, либерализируется, да все никак полностью не вылиберализируется, то и дело обнаруживая перегибы в интересных (подчас - буквально интимных) местах.

Например. В одной из ключевых сцен фильма главгероиня низводит род мужской в самом его основном, патернальном, так сказать, качестве. Она надменно и цинично манипулирует коллегой-любовником, используя его совсем не по назначению, а в качестве топпинга для десерта. Делает она это, видимо, подсознательно в пику родителю - сразу за удовлетворением сексуально-гастрономической прихоти следует вызывающее решение подыграть чудачеству отца и звонок на соответствующий номер. Но получила бы картина столько положительных рецензий, "Пальмовую ветвь" Канн и номинации на "Золотой глобус" и "Оскар", если б все было так просто? Конечно же, нет.

"Тони Эрдманн" - это ирония над всеми атрибутами современной "просвещенной" Европы: оголтелый феминизм и тотальная эмансипация, сексуальная разнузданность, отток образованной и успешной молодежи из менее развитых стран, оптимизация всего и вся посредством внедрения аутсорсинга, из-за чего автохтоны неминуемо теряют рабочие места, и так далее, и тому подобное. И над всем зловеще возвышается гротескная фигура Тони Эрдманна в смешном парике, с кривозубой ухмылкой, превращающая любое мероприятие, от светского раута до нудистской вечеринки, в фарс. Коим оно все и без того является, но так - нагляднее.

Это было бы совсем хорошо и презабавно, если бы не выматывающая манера подачи. Почти трехчасовое полотно наполнено диалогами, иногда - остроумными, но чаще - чрезмерно многословными. Оно начисто лишено стройного ритма: автор Марен Аде постоянно и не сказать, что вполне обоснованно экспериментирует, вставляя в повествование длинные паузы и растягивая некоторые сцены до бесконечности, из-за чего просмотр требует недюжинной усидчивости и терпения. В награду "Тони Эрдманн" предлагает любопытную, но несколько однообразную драматургию, весьма едкую сатиру, спорную эпатажность и немного не шибко уморительного юмора. Следовательно, вопрос - в адекватности обмена.

3.0