26.02.2017 14:14
    Поделиться

    "Красная черепаха": фестивальный мультфильм как самоцель

    Глобальная деревня разродилась новым международным проектом: нидерландский режиссер Михаэль Дюдок де Вит снял франко-японский мультфильм в сотрудничестве с легендарной студией Хаяо Миядзаки Ghibli. "Красная черепаха" стала первой работой студии после ухода мэтра. Отметившись на большинстве престижных кинофестивалей, картина дошла до российского проката, а сегодня поборется за "Оскар".

    С первых секунд анимации или с одного стоп-кадра понятно, что кино заточено под фестивали. Сюжет предельно прост. "Красная черепаха" - это история человека, оказавшегося на необитаемом острове. Черепаха мешает герою покинуть остров, а затем оборачивается красной девицей, и они живут долго и счастливо, хотя иногда случаются неприятности.

    Секрет успеха бессловесной ленты у критиков и фестивальной публики - в явном контрасте "Красной черепахи" с массовой коммерческой анимацией. Замедленный темп повествования, притчевость, спокойные тона, простая отрисовка, лаконичная композиция кадра - это вам не компьютерные говорящие звери, и вот уже зритель, алчущий быть "не как все", задумчиво вздыхает, размышляя об аллегоричности ленты и глубине образов.

    Однако вся эта созерцательность - не более чем постмодернистский прием, эталонное блюдо, приготовленное по чужому рецепту. И если Миядзаки в свое время удалось отыскать некий универсальный выразительный язык для своих мультфильмов, чтобы при всей их странности и культурно-смысловой нагрузке они могли восприниматься человеком западной цивилизации, то авторы "Красной черепахи" предлагают зрителю лишенную смысла имитацию.

    Идеи, заложенные в якобы философское повествование, могут быть истрактованы по-разному. В мультфильме поднимаются вопросы одиночества и любви, счастья и свободы, жизни и смерти, но главный герой не проходит свой путь к счастью - магическое существо, красная черепаха, ввергает его в это состояние насильно. Что бы ни имели в виду авторы, абстрагироваться от образа женщины, которая встает на пути мужчины и препятствует его движению вперед, очень сложно.

    С точки зрения техники, мультфильм безупречен. Узнаваемый стиль японской студии гипнотизирует, особенно в таком аскетичном, лишенном ярких акцентов исполнении. Избегание диалогов и соответствующая завораживающим пейзажам музыка поддерживают необходимый градус "фестивальности", но без особого медитативного настроя смотреть мультфильм будет чудовищно скучно.

    Возможно, в форме короткометражки история красной черепахи смотрелась более выигрышно, а сократить хронометраж с 80 минут до 10 можно было бы без ущерба для сюжета.

    На протяжении всего просмотра не покидает ощущение, что создатели еще до начала работы над мультфильмом договорились снять подлинный шедевр. И в этом главная проблема "Красной черепахи" - попытки создать непревзойденное творение лишают произведение естественности и всех шансов достичь вершины мастерства.

    3.0

    Поделиться