28.02.2017 11:43
    Поделиться

    Аграрии ЦФО предложили подкорректировать механизм их субсидирования

    Новые правила господдержки аграриев начали действовать с января 2017 года. Они призваны упростить жизнь прежде всего малым предприятиям. В частности, банки получили право выдавать льготные займы по ставке до пяти процентов годовых. Механизм заменит забюрократизированную процедуру субсидирования, которая применялась раньше. Накануне посевной кампании в регионах оценили плюсы и минусы нового подхода. Чиновники и сельхозпроизводители считают, что в нынешней системе распределения средств есть "слабое звено" - она все-таки дает преимущество крупным хозяйствам. Орловские аграрии и парламентарии предлагают внести изменения в механизм субсидирования на федеральном уровне, а в Брянской области попытались исправить этот перекос своими силами.

    Простая схема

    Орловская область вошла в число регионов, которые первыми подписали с минсельхозом соглашение о запуске нового механизма господдержки, который неофициально называют "единой субсидией". Ее будут выделять ежегодно "на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК". Плюс для крестьян заключается как раз в единой ставке.

    - Для заемщиков определен интервал ставки от одного до пяти процентов годовых, - рассказал зампред правительства Орловской области по АПК Дмитрий Бутусов. - Субсидия выплачивается банку в размере ключевой ставки ЦБ РФ. Региональные отделения банков формируют и направляют в головные офисы реестры потенциальных заемщиков, после чего конкретное решение принимается по каждой заявке.

    Если она одобрена, то сельхозпредприятие получает кредит. Правда, финансовые организации установили максимально возможную ставку - пять процентов. Но это все равно выгодно для аграриев, ведь обычные займы выдают под 19 и более процентов годовых. К тому же им больше не придется отчитываться об использовании субсидий, тратить на это время и силы. Достаточно вовремя выплачивать проценты.

    Для регионов новый механизм удобен тем, что отменено софинансирование. В предыдущие годы если в местной казне денег не находили, то и из столицы субсидии не поступали. Объем федеральной поддержки зависел также от того, вовремя ли подана заявка в минсельхоз и верно ли рассчитан требуемый объем субсидий.

    В пользу крупных

    Однако есть и серьезный минус. Если раньше агрофирме мог отказать только областной департамент АПК, который ведал распределением субсидий, то теперь это будут делать банки. А они получили большую самостоятельность. Выдачу займов привязали к бюджетным лимитам. Если их недостаточно для всех заявок, то банк сам решает, кому выдать льготный кредит.

    Для регионов новый механизм удобен тем, что отменено софинансирование

    - К сожалению, новый механизм не дает равной доступности для разных форм хозяйствования, - считает Дмитрий Бутусов. - Лимиты, отпущенные банкам в Орловской области на 2017 год в объеме 350,4 миллиона рублей, уже исчерпаны двумя-тремя холдингами.

    Прежние правила не регламентировали долю малого бизнеса. И подавляющая часть субсидий доставалась крупным предприятиям. Увы, пока ситуация не изменилась. Если раньше лимиты доводили до каждого региона в целом, то теперь их доводят еще и до каждого банка, участвующего в программе. В Орловской области, например, таковых два.

    Возможно, в борьбе за федеральные деньги фермерам поможет впервые введенное ограничение на сумму льготных краткосрочных кредитов, которые вправе получить один заемщик. Но окончательное решение все равно остается за банком. А роль региональных властей в распределении средств сводится к минимуму. Они не могут указывать, кому выдать кредит, а кому - нет.

    - Поддержка фермерских хозяйств должна быть целевой, - считает глава одного из КФХ Владимир Стебаков. - Малые хозяйства, например, производят большую часть картофеля и овощей, и уверяю, что все это экологически чистая продукция. КФХ создают новые рабочие места, но им тяжело из-за недоступности кредитов.

    По статистике, в 2016 году орловские фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств (ЛПХ) произвели продукции на 21,2 миллиарда рублей. Это почти 29 процентов от общего объема производства АПК. Они вырастили 94 процента всего картофеля. Но среди направлений использования "единой субсидии" картофелеводства нет.

    Что предлагается сделать

    Депутаты Орловского облсовета подготовили обращение к правительству страны. Они предлагают расширить полномочия регионов в сфере льготного кредитования, дать им право вводить дополнительные направления поддержки, а также предоставить хоть какие-то рычаги влияния на банки, чтобы те не злоупотребляли отказами малым хозяйствам в пользу крупных. По их мнению, необходимо ограничить размер субсидий на одного получателя не только по краткосрочным льготным кредитам, но и по инвестиционным займам. К примеру, Орловская область планирует получить из федерального бюджета более 870 миллионов рублей на погашение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2017 года. Не исключено, что деньги вновь "поделят" два-три холдинга. Также предложено увеличить с одного года до двух лет сроки использования грантов, выданных сельхозкооперативам, и снять некоторые ограничения. В частности, в Орле призвали разрешить кооперативам тратить гранты на покупку хлебопекарного оборудования, на подключение производственных объектов к инженерной инфраструктуре, а также на строительство, реконструкцию и модернизацию подъездных путей.

    Еще один недостаток нового механизма специалисты видят в том, что он предусматривает субсидирование лишь льготных кредитов банков, но не собственных инвестиций предприятий. Получается, что аграриев как бы подталкивают к инвестированию исключительно за счет заемных средств. А это порождает дополнительные риски. Проект попросту может не окупиться. К тому же банки имеют право перевести субсидируемый кредит в несубсидируемый. Если лимиты исчерпаны, крестьянину предложат заем, "замаскированный" под льготный. Ставка по нему будет складываться из льготного процента и ключевой ставки Центробанка РФ. В Орле считают, что новый механизм следует дополнить гарантиями предоставления льготного кредита. Прежние правила гарантировали аграриям получение субсидий в случае одобрения заявки. А по новым крестьяне не застрахованы от того, что вместо льготного кредита им "подсунут" обычный.

    Поделили - удивили

    Практика показывает, что можно обойтись и без обращений "наверх". Брянские власти сами пробуют исправить очевидную несправедливость при распределении миллиардов рублей, выделенных минсельхозом для сельского производства. За бортом чуть не оказались наиболее нуждающиеся в государственной поддержке - фермеры и мелкие предприятия. И виноваты в этом не "новые правила", а нерасторопность чиновников.

    О том, как ранее распределяли субсидии, можно судить по цифрам. В 2012 и 2013 годах сельхозпроизводителям выделяли по 1,3 миллиарда рублей из общероссийской казны. Казалось бы, число счастливчиков было внушительным - более 500. Но одним доставались крохи, другим - сотни миллионов.

    ригородный район получил треть всех полученных областью из столицы денег - за два года 740 миллионов рублей. Но больше половины этой суммы странным образом попали фабрике, которой владела семья бывшего губернатора Николая Денина. В 2014 году это предприятие успело получить 52 миллиона. Вероятно, на достигнутом не остановились бы, но президент отправил Денина в отставку, а потом его и вовсе осудили.

    Те времена прошли, но проблемы остались. Государство выделяет в этом году более 600 миллионов для брянского села, предприятия должны сделать заявки в банк, через который государство и распределяет субсидии. Казалось бы, департамент сельского хозяйства должен был заранее уведомить крестьянство о том, сколько денег получит область, и напомнить о заявках. Однако выяснилось, что в некоторые районы такие сведения поступили с большим опозданием. Это молчание, как предполагают эксперты, "внизу" восприняли, как и ранее: все уже поделено, сидите и молчите.

    На поддержку малых форм АПК чиновники выделили всего шесть процентов субсидий

    - С представителями коммерческих банков уже проведены совещания о своевременном предоставлении кредитов сельским производителям, - не соглашается с упреками директор департамента сельского хозяйства Брянской области Борис Грибанов. - Краткосрочные займы позволят пополнить оборотные средства на проведение весенней полевой кампании. По предварительным данным, предприятиям нужно более шести миллиардов рублей.

    При такой громадной потребности селяне, подавая заявки, проявили якобы сдержанный аппетит. Возможно ли такое? Нестыковки обнаружили в областном правительстве. Как выяснилось, информация департамента сельского хозяйства и запросы на субсидии в районах сильно отличаются друг от друга.

    Губернатор Александр Богомаз выразил недоумение по поводу того, что в отдельных районах подано всего лишь по четыре-пять заявок. Как выяснилось, на поддержку малых форм хозяйствования чиновники выделили всего шесть процентов субсидий, тогда как правительство страны требует отдавать не менее пятой части. Иначе говоря, крупным фирмам поначалу отложили сотни миллионов, а всем прочим - крохи. В Почепском районе подали заявок всего на девять миллионов, в Красногорском - на пять, в Рогнединском - на 30. Хотя, понятно, потребность гораздо выше. При этом областному правительству доложили, что в районах деньги якобы "не хотят брать". Уже после скандального разбирательства в Брянске районные чиновники прислали новые справки. Если поначалу утверждалось, что сельские предприятия и фермеры подали лишь 77 заявок, то потом цифра внезапно выросла до 152. А сейчас, сообщил "РГ" Борис Грибанов, заявок уже более 270.

    Главам районов поручили взять распределение денег под контроль: пусть предприятия в два раза меньше получат, но всех надо поставить в равные условия, поскольку государство оказывает помощь не "под кого-то". Власти решили, что условия получения субсидий должны стать понятными и прозрачными для всех. Смотреть за тем, чтобы распределение было справедливым, будет вице-губернатор Александр Резунов.

    Тем временем

    На прошедшем в Москве съезде Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) представители минсельхоза дали разъяснения. Объем лимитов льготного кредитования составит около 25 миллиардов рублей. Согласно постановлению правительства страны, 20 процентов из них направляется на поддержку малых форм хозяйствования.

    - Региональные власти должны сделать все, чтобы крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) получили эти кредиты, - подчеркнул первый замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов. - Если в регионах будут происходить какие-то коллизии, то надо выяснить, почему это происходит, с каким банком и по каким причинам.

    Поделиться