18.04.2017 20:30
    Поделиться

    Дэвид Теннант: Казанова, Гамлет и Десятый Доктор в одном лице

    Шотландский актер Дэвид Теннант, которому сегодня исполняется 46 лет, принадлежит к исключительно интересному поколению британских актеров. По возрастному критерию он не относится к прославленной плеяде коллег, разменявших шестой десяток и ставших живыми легендами. Одновременно он, равно как и Том Холландер, Дэмиэн Льюис, Доминик Уэст и немногие равно талантливые другие не вписывается в искрометное поколение сорокалетних, после некоторого затишья сделавших кино Туманного Альбиона мировым культурным феноменом.

    Он - всегда где-то между, мигрирует между телевизионными проектами, бесспорно талантливым начитыванием детских аудиокниг, шекспировскими постановками, участием в "поттериане" и воплощением самой почетной роли на британском экране, досрочно сделавшей его бессмертной и снискавшей славу primus inter pares - конкурируя за звание лучшей реинкарнации пресловутого Доктора Кто разве что с Томом Бэйкером - всенародным любимцем из оригинальной версии научно-фантастической эпопеи.

    Играя почти что самого себя, провинциального шотландского паренька, попавшего в шумный Лос-Анджелес в комедии Мики Каурисмяки "Лос-Анджелес без карты" (L.A. Without a Map), в далеком 1998-м он по-настоящему привлек к себе внимание, хотя его профессиональный стаж в телевизионных проектах к тому времени насчитывал целое десятилетие.

    За этим последовал ряд проектов, среди которых необходимо выделить роль детектива Карлайла в комическо-водевильном "Блэкпуле" (Blackpool) 2004 года, где актер сыграл бок о бок с Дэвидом Моррисси. Кажется, с этого момента с фигурой Теннанта начали связывать амплуа неравнодушного и ретивого полицейского, но его звездный час на этом поприще придет почти десять лет спустя.

    Поворотный, 2005 год дал ему билет на вход в мир Гарри Поттера, в образе неуклюжего и малоприятного молодого Барти Крауча в четвертой части волшебной истории о "мальчике, который выжил".

    И в том же году Теннант снялся в трехсерийной комедии BBC "Казанова" о бессмертном итальянском ловеласе, чей типаж, вне зависимости от времени и пространства, можно найти в том или ином виде практически в любой культуре. При подготовке к "Казанове" ему пришлось работать с великим Питером О’Тулом, сыгравшим легендарного любовника в старости. Чем не… перевоплощение? Что самое интересное, создание "Казановы" происходило под руководством неутомимого выдумщика Рассела Т. Дэвиса, вдохнувшего вторую жизнь в "Доктора Кто".

    И, видимо, автор новых серий о "рыцаре без страха и времени" в какой-то момент понял, каким именно он хочет видеть воплощение следующего Повелителя Времени. Несколько порывистым, иногда комичным, но всегда трогательным, ранимым и чистым человеком, который страстно возмущается присутствием в мире зла, человеческой ограниченностью и неумением отделить важное от второстепенного.

    Десятый Доктор завоевал миллионы сердец, став совершенно особым героем, пожалуй, единственным из Докторов двухтысячных, который по духу и глубокой человечности достоен рукопожатия первых восьми предшественников. Ну а его регенерация с душераздирающим "Я не хочу уходить!" как нельзя более характеризует его Доктора: он не дает наказов и не произносит речей в пророческом духе, он не занимается сжатым переживанием событий со своим участием. Ему по-человечески не хочется умирать, даже если он знает, что регенерация не является полным концом его существования.

    В 2013-м его нашла роль очередного блюстителя порядка, только теперь не во всей вселенной, а в богом забытом Дорсете, в местечке Броудчерч. Это название, заключающее в себе, помимо вымышленного топонима, смысл пословицы "всякой твари по паре", получило в переводе на русский куда более прямолинейный эквивалент - "Убийство на пляже". Детектив Алек Харди (Дэвид Теннант) вместе со своей напарницей Элли Миллер (Оливия Коулман) расследующий преступления, не находит тихой размеренной жизни в маленьком городке. По мере того, как увеличивается время, проведенное в малочисленном сообществе людей, он против своей воли становится куда более вовлеченным в происходящее в личностном плане. Этот сериал, третий сезон которого в настоящее время с успехом идет на ITV, в очередной раз доказывает: не все ждут от хорошей детективной истории запутанного сюжета и хитроумных преступлений. Исследование бытия и психологии простого смертного, в силу профессии наделенного большой ответственностью и необходимостью соизмерять поведение других с моральными устоями общества - ничуть не менее увлекательное путешествие.

    Вполне возможно, не случайным является то обстоятельство, что Теннант наиболее убедителен в длительных телепроектах и - что для любого британского актера является мерилом профпригодности - в театральных постановках "вечных" пьес на вневременные темы. Телесериалы помогают актеру раскрываться постепенно, дополняя и углубляя собственный образ, выдвигая на первый план разные черты своих героев. Ту же возможность в некоторой степени предоставляют и известные пьесы, пережившие тысячи постановок, актерских трактовок и режиссерских прочтений. И именно тут пыл души, эмоциональность и открытость, свойственная Теннанту, находит свое выражение, добавляя что-то новое к харизматическим образам прошлого.

    Обычно подвижное лицо Теннанта удивительно замирает в "Гамлете", заставляя зрителя с удивлением и удвоенным вниманием всматриваться в каждую еле уловимую перемену настроения принца, отражающуюся на его челе тончайшими дуновениями. Для этого глубоко трагического, серьезного Гамлета каждый момент существования словно бы застывает в вечности, только утяжеляя и без того непомерный груз, что ему приходится тащить на себе.

    Его Ричард II представляет собой сочетание немыслимого - попеременно в нем чудится Жанна Д’Aрк, юный Макбет и Маленький Принц. А ведь еще были роли в "Короле Лире", "Комедии ошибок", "Ромео и Джульетте", "Сне в летнюю ночь", пьесе "Много шума из ничего". Именно он сыграл Катуриана в первой постановке "Человека-подушки" (The Pilllowman), пьесе Мартина МакДонаха. И это - в дополнение к достаточно объемному списку самых разноплановых театральных ролей.

    Его шотландская суровая экспрессивность, прямолинейность, нетерпимость к многим тривиальностям, окружающим повседневную жизнь любого актера, сделали его интересным собеседником и долгожданным гостем многих телепроектов и шоу. А глубокая серьезность наряду с умением быстро подстроиться к предлагаемым обстоятельствам создали ряд великолепных импровизированных миниатюр.

    Не менее удивляет и трогает, как многодетный отец и в принципе маститый актер реагирует на присуждение ему специального приза Национальной Телевизионной Премии (National Television Awards) в 2015-м: изумление, оторопь, недоверие, страх, невозможность поверить в такое количество лестных отзывов о себе, наконец, непосредственная, почти что детская радость.

    Именно такому человеку, навсегда маленькому герою большого экрана в уже не такой великой Британии в минуту скорби и печали некая телезрительница адресует просьбу - морально поддержать во времена политического сумбура и полной неизвестности и просто убедительно сказать, что все будет в порядке. Десятый Доктор так и сделал, причем безо всякой магии и волшебства. Ничто не поможет, пока человек сам не сделает первый шаг. И тогда - every little thing is gonna be alright.

    Поделиться