25.05.2017 08:23
    Поделиться

    Что стало причиной Антоновского восстания

    События 1920-1921 годов, когда восстание против грабительской политики большевиков охватило Тамбовскую губернию, по сей день вызывают споры среди ученых.

    Историки и краеведы не только из Тамбова и Мичуринска, но и специалисты из Москвы, Рязани, Липецка, Воронежа, Волгограда, Борисоглебска, Оренбурга собрались на научной конференции, чтобы обсудить предпосылки и мотивы восстания, которое оставило заметный след в истории страны.

    Кто прав, кто виноват?

    В постсоветской России вышло немало исторических работ, посвященных этим трагическим событиям. Одна из самых значительных - сборник документов "Антоновщина", изданный в Тамбове в 1994 году, и переизданный 2007 году со значительными дополнениями. Среди краеведов популярна также книга историка-архивиста из Борисоглебска Владимира Самошкина "Хроника Антоновского восстания".

    В 2011 году на экраны вышла двухсерийная версия фильма Андрея Смирнова "Жила-была одна баба", посвященного жизни тамбовской деревни до революции и в период Крестьянской войны. Полная пятисерийная версия по сей день ждет своего выхода на телеэкраны.

    События тех лет не забыты, но оценки восстания по-прежнему среди историков по-прежнему неоднозначны, что подтвердила научная конференция "Крестьянское восстание в Тамбовской губернии под руководством А.С. Антонова (1920-1921 гг.)", которая прошла в Тамбове.

    На конференцию, организованную Тамбовским государственным техническим университетом, Мичуринским государственным аграрным университетом, Государственным архивом социально-политической истории Тамбовской области при поддержке областной торгово-промышленной палаты, собрались ученые историки и краеведы из многих городов. Из Челябинска приехали правнучки лидера повстанческого движения, а из США - сын участника восстания, доктор богословия, краевед Георгий Болтнев.

    Собравшиеся обсудили предпосылки восстания, его последствия, программные установки и лозунги движения, новые концепции, доступность архивной информации.

    Сейчас пришло время осмысления того периода, что называется, без гнева и пристрастия

    В новейшей истории хорошим тоном стало сваливание вины на обе стороны. Тамбовский вице-губернатор Наталья Астафьева, открывая конференцию, выступила с примиренческих позиций, назвав большевиков "жертвами обстоятельств". С этой формулировкой можно согласиться, если учесть, что обстоятельства создали сами же большевики своей безумной политикой.

    Большинство повстанцев реабилитированы в 1996-2005 годах в процессе реализации Указа президента РФ от 18.06.1996 № 931 "О крестьянских восстаниях 1918-1922 годов". В указе недвусмысленно сказано, что восставшие "не могут быть признаны участниками бандформирований". Но в последнее время правоохранительные органы изменили свою позицию. В частности, Генеральная прокуратура не спешит реабилитировать руководителей повстанческого движения, вменяя им в вину "организацию бандформирований и участие в них".

    Конференция не сняла противоречий в оценках восстания, но она расширила поле для дальнейших исследований. Впечатлениями о конференции делится доктор исторических наук, профессор Тамбовского государственного технического университета Владимир Безгин.

    Долой продразверстку!

    Владимир Борисович, кто для вас восставшие крестьяне: жертвы большевизма или борцы за крестьянскую справедливость, за землю, за волю, за лучшую долю?

    Владимир Безгин: Сложный вопрос. Если обладание землей было обретено крестьянами после революции 1917 года и формально закреплено Земельным кодексом 1922 года, то вопрос "воли" оставался открытым. Большевики лишили крестьян права свободно распоряжаться результатами своего труда, отнеслись к ним как к расходному материалу для достижения и укрепления своей власти, и поэтому лозунг тамбовских повстанцев "В борьбе обретешь ты право свое!" имел совершенно конкретный смысл - это право могло быть у власти только отвоевано, взято силой. Содержание лозунгов восставших крестьян объективно выражало их политические предпочтения. У повстанцев не было стремления к реставрации монархии, поэтому аналогию крестьянского восстания в Тамбовской губернии с Вандеей времен Великой французской революции считаю надуманной. Специалисты, изучавшие эту проблему, обнаружили лишь единичные факты призывов монархического характера. Участники восстаний не ставили под сомнение результаты революции и утвердившуюся советскую систему. Советы как форма организации местной власти были близки и понятны крестьянам. Распространены были лозунги "Вся власть трудовому народу, долой засилье коммунистов, долой кровопролитие, да здравствуют Советы!", а лозунг "Долой продразверстку!" находил всеобщую поддержку у местного населения. Оценка ее как грабительской была присуща большинству сельских жителей, что и вызвало симпатию крестьян к действиям повстанцев, которые избавляли их от разного рода повинностей, громили ненавистные им продовольственные отряды, раздавая изъятые ими вещи и продукты. А для лидеров восстания это стало серьезным аргументом для привлечения в него сельских жителей.

    Если обобщить, то крестьяне выступали за советы без коммунистов…

    Владимир Безгин: Антикоммунистическими лозунги можно назвать лишь в том смысле, что они были направлены против политики военного коммунизма и насильственных методов продразверстки. Например, восставшие крестьяне Поволжья выдвигали тот же лозунг "Вся власть трудовому народу, долой засилье коммунистов, долой кровопролитие, да здравствуют Советы!". А по сообщению предгубчека Воронежской губернии от 24 октября 1920 года, в Балашовском уезде действует "…банда из 400 человек… именуют себя летучим отрядом по борьбе с дезертирством, имея красное знамя с надписью: "Долой коммуну, долой войну!" Для крестьянского менталитета присуще локальное восприятие власти, представленной ревкомами, местными ячейками РКП(б), деятельность которых и формировали политические настроения крестьян в их обыденной жизни.

    Страсти не улеглись

    Некоторые историки проводят прямые параллели между крестьянскими бунтами 1905-1906 годов и восстаниями периода гражданской войны. Насколько это правомерно?

    Владимир Безгин: Если для аграрного движения начала XX века основной целью была борьба за землю посредством ликвидации помещичьей собственности, то для повстанчества главным требованием было прекращение продовольственной разверстки. Общим в этих формах аграрного протеста было стремление крестьян к достижению традиционных ценностей - "правды" и "справедливости" на фоне "земельного голода", остро ощущавшегося в Тамбовской губернии. Они-то и стали мощным катализатором крестьянского недовольства. Извечная мужицкая тяга к справедливости воплотилась в требование ликвидации помещичьего землевладения. Уже с весны 1918 года тамбовское крестьянство ощутило на себе всю тяжесть повинностей в пользу революционного государства. Не посягая на обретенную крестьянами землю, новая власть лишила их права распоряжаться продуктами своего труда, требовала от партийных и советских органов губернии изъять у крестьян все имеющиеся хлебные запасы, которые в официальных документах той эпохи лукаво именовались "излишками". Реальная угроза голода и толкала крестьян к открытому протесту.

    А чем вы объясните вновь вспыхнувший среди ученых историков и в общественном сознании интерес к вооруженным крестьянским выступлениям?

    Владимир Безгин: В начале 90-х годов были открыты источники для изучения событий той поры, накоплен информационный материал, тот же известный вам сборник документов "Антоновщина". А сейчас пришло время осмысления того периода, что называется, без гнева и пристрастия. На деле же пристрастий избежать не удается. "Антонов огонь" ещё не остыл, страсти не улеглись.

    Мнения

    Георгий Болтнев, доктор богословия, краевед (США):

    - Мой отец Гавриила Алексеевич Болтнев и его старший брат Герасим были свидетелями и непосредственными участниками тех исторических событий. Отцу удалось бежать от преследований в Польшу, где он и написал воспоминания о своей жизни в селе Верхне-Спасское Рассказовского уезда Тамбовской губернии. Искренне верю, что именно сейчас нам представился благоприятный исторический момент для примирения обеих сторон драмы.

    Андрей Смирнов, режиссер и сценарист, создатель фильма "Жила-была одна баба":

    - Надежда, что обсуждение темы крестьянской войны на конференции будет глубокими и правдивыми, во многом оправдалась. Антоновское восстание стало самой яркой точкой того кошмара, который страна пережила в 20-е годы прошлого века. Нам надо назвать террор террором, уголовников уголовниками - все своими именами. И пока мы этого не сделаем - не двинемся вперед.

    Справка "РГ"

    Тамбовское восстание 1920-1921 - одно из самых крупных во время Гражданской войны в России народных восстаний против новой власти. Первый в истории случай применения властью против восставшего населения химического оружия. Общее число крестьян Тамбовской губернии, подвергшихся репрессиям, по разным оценкам, составило 30-50 тысяч человек.

    Сейчас пришло время осмысления того периода, что называется, без гнева и пристрастия.

    Поделиться