Почему пассажирам поездов не гарантируют место в "однополом" купе

Купить билет в купе, в котором едут исключительно женщины или мужчины, пассажиры имеют право уже почти десять лет, с 1 июля 2007 года. По статистике, сегодня этой услугой пользуются около 10 процентов путешественников. Причина невысокой популярности проста: кто-то до сих пор не знает об "однополых" купе, многие путешествуют всей семьей, а некоторые элементарно не верят в такую возможность.

В этом корреспондент "РГ" убедилась на собственном опыте, когда на днях возвращалась из командировки в Тюмень. Поезд следовал из Нижневартовска в Волгоград. Вагоны заполнены почти под завязку. Северяне с семьями уже двинулись поближе к фруктам и настоящему лету. У меня на руках был билет, в котором значилось заветное "Ж". Казалось, это гарантия того, что есть, спать и переодеваться во время пути мне придется в компании исключительно женщин. Но не тут-то было. В купе, кроме двух женщин, ехал молодой человек на верхней полке.

До Екатеринбурга всего пять часов пути, и хотелось махнуть рукой на "гендерную несправедливость". Но по-журналистски заело: как так, билет продан в женское купе, а по факту в нем мужчина.

Почему в принципе пассажиры выбирают "однополые" купе, думаю, пояснять не надо. Кормящие матери, мусульманки, инвалиды - для них соседство с женщинами бывает принципиально важно. К тому же, по мнению многих дам, мужчины чаще храпят, пьют в вагоне пиво и т. д. У сильного пола свой резон - мол, представительницы прекрасной половины человечества болтливы, суетливы и постоянно в дороге что-то едят. В общем, мотивы у каждого свои, и относиться стороны друг к другу могут как угодно, но на то и дано право выбора, в какой компании ехать.

В моем случае ни проводник, ни начальник поезда не смогли объяснить, почему купе, обозначенное в билете как женское, на деле превратилось в смешанное. Оба в голос твердили, что это сбой системы:

- Обращайтесь в кассу, где покупали билет. Очевидно, кассир напутал.

При этом начальник поезда, зайдя в купе и взглянув на полку, где лежал молодой человек, на весь вагон выпалил: "И это мужчина?!" В общем, почти как у Ильфа и Петрова: "Кто скажет, что это девочка…" Даже жалко парня стало.

Шутки шутками, но руководство поезда решительно не знало, как действовать в этой ситуации. Других женских купе в поезде не оказалось, а туда, где едут одни мужчины, парень из моего купе перебираться категорически отказался. Кроме того, никто не имел представления, полагается ли за ошибку кассира компенсация или какие-то бонусы от компании-перевозчика. В общем, во всех дорожно-гендерных хитросплетениях мне пришлось разбираться уже по прибытии в Екатеринбург.

- Подобные сбои случаются очень редко, - отметила Юлия Иванищева, руководитель пресс-службы Уральского филиала Федеральной пассажирской компании. - Очевидно, кассир просто оказалась невнимательной. Обычно, если первый пассажир при покупке билета выбирает женское купе и ставит соответствующую пометку, все последующие места в нем автоматически считаются женскими, и никто другой при всем желании не сможет приобрести в нем билет. С мужскими купе чуть сложнее. Допустим, первым пассажиром в купе стал мужчина. Покупка следом проездного документа женщиной делает это купе смешанным. Правда, никто из мужчин на "дискриминацию" не жаловался, да и от дам жалоб практически не бывает. Как правило, все проблемы удается решить в поезде: проводники находят купе, куда можно переселить пассажира по признаку пола.

По словам Юлии Иванищевой, выбор "однополого" купе не влияет на стоимость билета, а значит, никакая компенсация мне не положена.

Компетентно

Василий Сидоров, главный юрисконсульт Екатеринбургского центра по защите прав потребителей:

- В данном случае налицо явное нарушение условий договора. А договор - это ваш билет, и в нем четко сказано, что вам обязаны предоставить место в купе, где едут одни женщины. Компания, не оказавшая услугу, должна была устранить проблему на месте, то есть найти женское купе. Либо вы имели право сдать билет и вернуть свои деньги. Если не сделано ни то, ни другое, пассажир может обратиться в суд и потребовать компенсацию. Неважно, входит ли услуга в стоимость билета или прописана отдельной строкой. Главное - пассажир наделен таким правом.

Между тем

"Гендерные" разбирательства с железной дорогой редко, но случаются. Особенно показательна в этом отношении история Ольги Иванченко из Москвы. Она купила билет в вагон СВ с пометкой "женское купе", чтобы доехать ночным поездом из Казани в Москву. В купе оказался мужчина, и ей пришлось провести ночь в его компании. Ольга потратила почти год на тяжбу с РЖД, точнее, с ее "дочкой" - Федеральной пассажирской компанией. В итоге ей присудили-таки положенную компенсацию за неоказанную услугу, учли моральный ущерб и судебные издержки, выплатив девушке 17 тысяч рублей. Надо заметить, процессов с участием мужчин за годы введения "гендерной" услуги пока не было.