25.07.2017 15:57
    Поделиться

    Почему в обществе растет популярность Сталина

    По данным исследований ВЦИОМ и "Леванда-Центра", Сталин занял первое место в рейтинге выдающихся личностей в истории (38%). Еще раньше в телепроекте "Имя - Россия" он занял третье место, уступив лишь победителю опроса Александру Невскому и Петру Столыпину. И, наконец, в Севастополе, Новосибирске и Сургуте есть настроения вернуть памятники Сталину. Еще в 125 городах и селах самодельные доски и бюсты советскому вождю уже стоят. О том, почему растет популярность Сталина, выяснили ученые РАНХиГС и ВЦИОМ.

    Когда ученые углубились в исследование народных настроений, их ждали сюрпризы. Вопреки расхожим представлениям, будто ностальгируют по "вождю всех времен и народов" пожилые люди, выяснилось, что их среди сочувствующих не более 38%. Лидеры ползучей ресталинизации (48%) - молодые люди от 26 и до 40 лет, 14% - молодежь от 14 до 26 лет. Эти данные совпадают с итогами опроса социологов "Левада-центра", по которому Сталин занял первое место в рейтинге выдающихся личностей в истории (38%). Первое место в рейтинге Сталину также обеспечили люди от 25 до 45 лет.

    Когда в РАНХиГС начали анализировать ситуацию, выяснилось, что дело вовсе не в памятниках и не в акциях протеста. Они - фиксатор явления, которое ученые назвали "частотная эпидемия памяти". Социологов заинтересовали две часто называемые причины выхода на улицу протестующих, - "тяжелая жизнь" (от 26 до 40 лет) и "несправедливость" (от 14 до 28 лет). Когда людей просили расшифровать мотивацию протестов, они говорили о том, что видят: идет болезненное конструирование мира, в котором был порядок, а порядок "был тогда, когда был Сталин", то есть в период массовых репрессий и гибели в ГУЛАГе людей. Правда, в эпоху "порядка" и порядков Сталина не хотят жить 80% опрошенных социологами "Левада-Центра". 18% затруднились с ответом. И лишь 2% сказали, что хотели бы жить при Сталине.

    Тем не менее, тезис о взаимосвязи "порядка" и Сталина настолько укоренен в массовом сознании, что дело дошло до анекдотичного фольклора. Так среди 25-30-летних распространена легенда о том, что "Сталин придумал докторскую колбасу", среди 40-летних - "советское шампанское", среди 50-60-летних - "майонез и метро".

    Идущая мифологизация Сталина как исторической фигуры, по мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, имеет свои причины. По данным опросов ВЦИОМ, почти 45% опрошенных информацию о Сталине и политических репрессиях 30-50-х годов, связанных с его именем, черпают из СМИ. Лишь 37% опрошенных, признали, что частично о лагерях узнавали на уроках и лекциях, 14% - в музеях и на выставках.

    - Это самое уязвимое место общественного запроса на сохранение исторической памяти - наука и образование не являются главными источниками знаний о политических репрессиях. - говорит Валерий Федоров. - Что после десятилетий замалчивания репрессий стимулирует рост мифов о Сталине. Но только наука и образование способны устранить этот перекос и формировать историческое мировоззрение.

    Как признают другие эксперты, в отсутствии достоверной информации открываются разные лазейки для использования фигуры Сталина в конъюнктурных целях. Так, например, доцент кафедры государственного управления РАНХиГС Екатерина Шульман утверждает, что инициатива восстановления памятников вождю идет "снизу", но "верхи" дают разрешение на акции протеста и установку досок и бюстов.

    - "Верхи" лояльны к ползучей ресталинизации "низов", - убеждена Екатерина Шульман. - Они улавливают запрос в обществе на "сильную руку", и ведут свою игру. Её смысл - мягкое разоблачение Сталина-тирана и восхваление Сталина-победителя, чтобы показать, что "мы - демократы". Мол, вот, что с вами будет, если к власти придет "сильная рука".

    Другой эксперт, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов, наоборот, считает, что запрос на "сильную руку" - харизматичного лидера - сегодня реализует президент Владимир Путин, которого оппоненты пытаются обвинить "в сталинских методах" и "новой тирании".

    В итоге таких настроений, по данным РАНХиГС, 47% опрошенных за "сильную руку", 30% - не всегда "за" ("мягкий" авторитаризм) и лишь 20% против, 3% - не определились.

    Однако, как признают в РАНХиГС и ВЦИОМ, пока не будет согласованной точки зрения на массовые политические репрессии, не будет и согласия по поводу роли личности Сталина. Пока, по данным ученых, есть 72% россиян, которые считают, что нужно сохранять историческую память такой, какая она есть, и вырабатывать общую позицию к репрессиям как к явлению. Базой согласия ученые считают то, что 90% граждан страны знают о ГУЛАГе, а 68% убеждены, что репрессии были несправедливыми.

    Поделиться