"2pac: Легенда", уже в кино.
Биографии легенды мирового хип-хопа 90-х Тупака Шакура давно просилась на большие экраны. Но добралась до них лишь в тот момент, когда музыка, которая еще 15 лет назад ассоциировалась с такими понятиями как "гетто" и "черная окраина", стала самым что ни на есть мейнстримом. Что ж, своя логика в этом есть - наверняка многие юные поклонники Канье Уэста, 50 cent и прочих актуальных рэперов-миллиардеров не в курсе, откуда есть пошла слава этого стиля музыки.
Впрочем, как раз для юных поклонников, алчущих просвещения и матчасти, просмотр этой картины может превратиться в непростую задачу. Дело в том, что малоизвестный режиссер Бенни Бум попал сразу во все ловушки, которые биографический жанр расставляет своим создателям.
Первая ловушка - это невозможность объять необъятное. Тупак Шакур прожил всего 25 лет, однако эти годы вместили в себя столько событий, что впору делать не двухчасовой фильм, а телесериал на несколько сезонов. Бум же старается втиснуть в свою 140-минутную картину сразу все, из-за чего она уже через полчаса начинает производить весьма странное впечатление - перед нами фрагменты, которые по-отдельности еще худо-бедно работают, но никак не складываются в цельную картину. Рыхлая драматургия - распространенная болезнь байопиков, но тут ей сопутствует отягчающее обстоятельство в виде не слишком умелого монтажа.
Второй ловушкой для режиссера стала слепая апология персонажа. Любой человек - личность сложная и противоречивая. А уж коль скоро речь идет о звезде хип-хопа 90-х, имевшей проблемы с законом и не отличавшейся ангельским поведением, то и самых разных красок для создания его портрета жалеть не нужно. Вообще, лучшие байопики - это не панегирики, а остраненные и даже критические исследования героя повествования. Картина Бума - как раз панегирик, из которого безжалостно вырезано все, что может бросить тень на кумира, а неоднозначные события биографии трактованы исключительно в пользу главного героя. Такая горячая любовь автора к персонажу в итоге оказывает фильму медвежью услугу - чем ближе к финалу, тем стилистика фильма все больше отдает шершавым языком плаката, а экранная версия биографии Шакура начинает походить на пародийное житие святого.
И в данном случае не помогает ни обилие действительно замечательной музыки, ни мастерский кастинг (исполнитель главной роли Деметриус Шипп-младший хорошо играет и имеет очевидное сходство с Шакуром) - перед нами не слишком удачная попытка рассказать о жизни талантливого человека, сделанная, очевидно, людьми куда менее одаренными.