Сельский парень Урал с детства помолвлен с самой красивой девочкой деревни: согласно обычаю он укусил ее за ухо, и теперь им назначено быть мужем и женой. Но любимая проводила жениха в армию, а потом уехала в город, вкусила столичных соблазнов и продала подаренную ей фамильную драгоценность - бабушкино обручальное кольцо. И когда Урал возвращается в ее жизнь с букетом, его ждет удар - у нее другая жизнь и другие планы. Ни девушки теперь, ни кольца. Бабушка не перенесет. Надо кольцо отыскать. И начинаются приключения героя в солнечном городе Уфе.
Уфа - главный персонаж фильма дебютанта Айнура Аскарова, которому к моменту премьеры стукнет 30. Он признавался, что хотел снять нечто вроде "Париж, я люблю тебя". И знаете, получилось: посмотрев картину, вслед за автором влюбляешься в Уфу, в ее людей и уют, в городские пейзажи с легким и неизменно обаятельным национальным колоритом, в эту чертову смесь современности с древними обычаями и ритуалами.
Говорят, автор не предполагал выпускать картину на общероссийский экран, снимал без претензий делать "большое кино", но именно отсутствие амбиций дало фильму естественность и свободу от оглядок на кинематографические моды. Фильм прост, как песня, и стремителен, как вихрь, его можно было бы считать старомодным, если бы не ощущение молодой свежести и азарта, пронизывающего каждый кадр.
Это вопрос авторского взгляда на окружающее. О той же Уфе можно, вероятно, сделать картину в брюзгливой тональности, и это тоже будет правдой, но режиссер и актеры молоды, и рулит здесь свойственный молодости оптимизм. Энергия преодоления движет сюжет: деревенский парень наивен, рассматривает безалаберную городскую жизнь изумленными глазами, его удивляет обычное, - он словно заново учится ходить, освобождаясь от вековых предрассудков и замшелых ритуалов. Эти бабушкины заветы как гири на ногах - норовят пустить жизнь человека по раз навсегда заданному руслу, ломая его судьбу. А чтобы взять судьбу в свои руки - нужна смелость.
Думаю, понадобилась определенная смелость и от авторов - незаметная за пределами республики, но, возможно, удивительная для башкирского зрителя. Проблемы вписывания национальной культуры в общечеловеческую всегда болезненны: процессы глобализации встречают яростный отпор традиционалистов. Но эти процессы неизбежны, и их серьезные отзвуки отчетливо слышны в "несерьезном" фильме. Главный спор - в стычке свободного чувства с дедовскими правилами: сказано - будет так! Пусть душа героя этому противится - все село готово восстать против "развратного" города. Ибо есть вековой закон. Веселое развлечение для зрителя Москвы или Петербурга - на самом деле род задиристой провокации для зрителя башкирской глубинки. Впрочем, и это в кино не ново: память отсылает к столкновению "старого и нового" - любимому конфликту советских комедий с этническим уклоном типа "Аршин-мал-алан" или "Стрекоза".
Обаяние фильму придает и отсутствие дурного "профессионализма" как тупого следования стандартным правилам монтажа, построения кадров или актерской игры. Поэтому в нем нет "актеров актерычей", манера артистов естественна и спонтанна, ощущение импровизации тоже придает извивам далекого от оригинальности сюжета редкую непосредственность. Азарт импровизации - и в работе оператора Тимура Ганеева, и в манере исполнителей главных ролей Аскара Нагаева, Эмиля Амирова, Полины Смыковской.
В той же Уфе режиссер Булат Юсупов снял байопик "Бабич" о поэте Шайхзады Бабиче - борце за башкирскую автономию и равноправие национальной культуры, в возрасте 24 лет расстрелянном Советами. Фильм снят на башкирском языке и хочет вернуть людям страстные строки народного поэта, память о котором пытались уничтожить. По стилю он явно наследует биографическим лентам 50-х годов типа "Белинского" или "Композитора Глинки", иллюстрируя озарения творца и освобождая действие от быта: здесь все возвышенно, самоотреченно, благородно, эпично. Ракурс - чуть снизу вверх, отчего герои кажутся монументальнее. Революционные события протекают через фильм со скоростью полноводной реки, пейзаж меняется стремительно, как в фильмах Марка Донского, молодая республика мечтает об университетах, театрах, свободе и независимости… Есть сцены, снятые с юмором и придуманные для "утепления" действия. Играет когорта киногеничных, ярких актеров - они пришли из уфимских театров и не скрывают некоторой театральности стиля. Что, впрочем, гармонирует с общим условным строем картины, где звучит много стихов и романтической музыки, где натурные съемки соседствуют с театральными декорациями и мизансценами. Вкупе с фильмом "Из Уфы с любовью" "Бабич" подтверждает ориентацию нового башкирского кино на оптимистичную школу популярных советских картин, причем я бы не считал это недостатком.
Национальное кино открывает нам некий "параллельный мир" со своей историей, культурой, традициями, с обилием талантов. Этот мир тут, рядом, и то, что в век ТВ и интернета он мало кому в России известен, понять нельзя. Такие миры быстро множатся. Чуть раньше башкирского кино вынырнуло из небытия якутское, берет призы кино Кабардино-Балкарии… На подходе Сибирь, Дальний Восток с их талантами, которые уже не рискну назвать провинциальными. Поистине, по Ломоносову, "открылась бездна, звезд полна…"