08.08.2017 18:34
    Поделиться

    В Петербурге закрылся летний фестиваль искусств

    Фестиваль "Точка доступа" в Санкт-Петербурге одновременно завершает и открывает новый театральный сезон. Уже в третий раз он начинается под конец июля, формально - еще в предыдущем, а завершается в начале августа - уже в новом сезоне. Это положение промежутка отражено не только во времени, но и в пространстве - фестиваль представляет проекты и формы, ищущие новые территории для театра.

    В этом году его границы существенно расширились. Его директор Филипп Вулах смог сделать фестиваль не только международным, но и предложить собственные продукции. Участники из Германии, Швейцарии, Нидерландов, Финляндии, Румынии и России - Москвы, Хабаровска, Краснодара, Новосибирска и Питера - в  залах Русского музея, на улицах Нарвской заставы, в Доме композиторов и в ДК Работников связи, в питерских квартирах и в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, в киностудии "Лендок" и на Новой сцен Александринки творили самые необычайные вещи, превращая весь город в открытое театральное пространство.

    Столетие революции 1917-го года, изменившей лицо планеты, стало центральной темой форума. Этому событию была посвящена и специальная программа Гёте-института в Петербурге "Чувство возможности". Ее куратор - художественный руководитель фестиваля Impulse, который проходит в земле Северный Рейн-Вестфалия, Флориан Мальцахер. Название отсылает к высказыванию австрийского писателя Роберта Музиля, назвавшего способность верить в то, что вещи могут выглядеть совершенно по-другому "чувством возможности".

    Возможность взглянуть по-другому на столетний мир культурных и политических концептов и предрассудков предложила румынская художница и хореограф Александра Пиричи, участница "Манифесты-10". На этот раз ее "Хрупкие инструменты вовлечения", расположившиеся с помощью пяти перформеров в Корпусе Бенуа Русского музея, создают между публикой, картинами и актерами виртуальное пространство новой экспозиции, соединяющей хореографию и медиаарт. Зрители угадывают или только догадываются о том, что представляют актеры. Разыгранная картина Серова "Похищение Европы" неожиданно монтируется с выступлением двух первых леди США, написанных точно под копирку. А выступление Колина Пауэлла об американском вторжении в Ирак на фоне задрапированной "Герники" - с мужской версией "Умирающего лебедя", исполненного вполне профессионально одним из танцовщиков прямо посреди экспрессионистских и супрематистских полотен начала ХХ века.

    Какие смыслы можно обнаружить в таком монтаже? Для того, чтобы напрячь свое социальное воображение и что-то понять, недурно, к примеру, вспомнить тот факт, что перед выступлением Пауэлла в ООН впервые задернули знаменитую картину Пикассо, опасаясь, что на ее фоне слишком очевидным станет сопоставление Ирака с Герникой. Теряясь между образами, скользя взглядом по музейным полотнам, публика Пиричи учится критической способности опознавать насквозь пронизанную искусством политику и наоборот.

    Еще один участник программы "Чувство возможности" - арт-лаборатории "Вокруг да около" со спектаклем-променадом по Нарвской заставе. Отправляясь в пространство городской памяти, авторы променада предлагают зрителям двигаться по первым конструктивистским застройкам пролетарского района, слушая фрагменты дневников и прозы Константина Ваганова. В своих "Семечках", записках 30-х годов, известный участник гумилевского Цеха поэтов, а позднее - ОБЭРИУ, записывал разговоры жителей Нарвской заставы, готовя книгу об истории пролетарского движения. Голоса прошлого теряются среди новых голосов и звуков, а путешествие в наушниках по Тракторной улице мимо Школы им. 10-летия революции к Парку им. 9 января в сопровождении Константина Ваганова - это настоящее открытие genius loci.

    Авторы перформанса "Мавзолей-буфф: возвращение в Леннон-град" - известная немецкая компания Andcompany&Co. в жанре заседания рассуждают о сходстве двух имен - Ленин и Леннон, о том, что было бы, если бы Ленин остался в Швейцарии, о победе поп-культуры над культом личности. Лекция-концерт об альтернативной истории, проходившая в зале ДК Работников связи - бывшей немецкой кирхе, перестроенной под пролетарские нужды в середине 20-х, наполнила чувство и пространство возможности новым саркастическим содержанием.

    В этой же программе известный швейцарский режиссер Борис Никитин, кстати - потомок русского путешественника Афанасия Никитина, предложил альтернативную версию истории апостола Фомы. Его спектакль "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" - монолог харизматичного оратора, повествующий о Фоме, который, по версии Никитина, так и не вложил пальцы в раны Христа, остался верен своим сомнениям.

    Собственная программа Точки доступа, составленная ее арт-директором Андреем Прониным, названная "Утопия", предложила несколько оригинальных проектов, созданных специально для фестиваля. Прежде всего это "Столкновение с бабочкой" по роману Юрия Арабова, который тоже представляет альтернативную историю русской революции, в которой Ленин и Николай II становятся союзниками, чтобы спасти страну. Спектакль молодого режиссера Сергея Чехова, лауреата Фестиваля малых городов, основателя новосибирского "Асфальт-театра" - это фантазии на темы романа. Одержимость прошлым становится одной из главных тем спектакля, сочиненного специально для концертного зала Дома композиторов, созданного Огюстен Монферраном.

    В спектакле "Злачные пажити" по рассказам Анны Старобинец ( копродукция новосибирского "Старого дома" и "Точки доступа") режиссер Юлия Ауг размышляет о мире технически совершенного будущего и о том, как в нем выжить человеку.

    В гастрольной программе Точки доступа оказались вместе знаменитая группа Rimini Protokoll со спектаклем "В гостях. Европа", прошедшем в нескольких квартирах петербургских жителей, Хабаровский ТЮЗ со спектаклем-перформансом "Дознание" по документальной пьесе Петера Вайса о Нюрнбергском процессе и уличный экстремальный квест "Охота" финской арт-группы Toisissa tiloissa (Хельсинки). Последняя завершала фестиваль, предложив своим зрителям-участникам почувствовать себя…волками на улицах города, привить опыт сострадания и понимания, расширить свою человечность.

    Так в Петербурге закрылась "Точка доступа", дав возможность своим зрителям переварить увиденное до следующего лета.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться