Швыдкой: Уход Рота стал общим горем европейского музейного сообщества

В минувшее воскресенье, 6 августа, в возрасте 62 лет в Берлине умер Мартин Рот, уход которого стал общим горем европейского музейного сообщества. Он узнал, что у него рак почти год назад, буквально через неделю после того, как в начале сентября 2016 года заявил о своем уходе с поста директора Музея Виктории и Альберта, который под его руководством вошел в двадцатку наиболее успешных музеев мира. В 2015 году его посетили 3,8 миллиона человек - самое большое число за всю историю музея, открытого в 1852 году. Уже после ухода Мартина Рота музей Виктории и Альберта стал "Музеем года" по всем европейским рейтингам. Но это ничего не изменило в судьбе Рота.

Мартин Рот был первым и единственным иностранцем во главе одного из наиболее важных музеев Великобритании. В 2011 году, когда его выбрали на этот пост из множества кандидатов, для его назначения потребовалось решение Дэвида Кэмерона, который был в ту пору премьер-министром Великобритании. Правда, Мартин любил подшучивать над тем, что он не первый немец в истории Музея Виктории и Альберта, так как принц-консорт Альберт, муж королевы Виктории, который основал этот уникальный культурный и образовательный институт, был саксонцем по происхождению. Он вспоминал также и то, что отец принца Альберта, герцог Саксен-Кобургский, был генералом на русской службе во время войн с Наполеоном. Мартин очень остро чувствовал глубинное единство Европы и европейской культуры. Русская культура была для него ее неотъемлемой и смыслообразующей частью. Понимание великого единства мировой культуры он переживал заново, когда стал генеральным директором Дрезденских музеев, куда входил и знаменитый Цвингер (правда, он очень не любил, когда неофиты называли "директором "Сикстинской мадонны"). Он руководил 12 художественными музеями Дрездена чуть больше десяти лет - с 2001 по 2011-й. "Приходишь в музеи (Дрездена. - М.Ш.), а там - работы итальянских, русских, испанских художников, это вся Европа. Ведь речь не идет только о национальном".

Мартин очень остро чувствовал глубинное единство Европы и европейской культуры

Как писала год назад газета "Таймс", Рот воспринял итоги голосования по поводу выхода Великобритании из Европейского союза, как "личное поражение". И объяснил свое решение: "Brexit противоречит моему образу мыслей".  И это "противоречие образу мыслей" было для него куда важнее, чем понимание того, что после Brexit для реализации его планов не будет хватать денег, которые он должен был получить от Европейского союза.

При феноменальных организаторских способностях, прагматическом визионерстве, понимании того, что культура предполагает неизбежность компромиссов, Мартин был человеком с твердыми принципами. Они проявлялись во всем, - в его личной жизни, в его профессиональной и общественной деятельности. Он сумел убедить призывную комиссию, что не может служить в бундесвере, так как это противоречит его внутренним убеждениям. Он был последовательным пацифистом, и именно поэтому так стремился к европейской гармонии.   Незадолго до своей смерти в интервью Deutsche Welle Мартин сказал: "Для меня Европа - простейший синоним мира.  …Надежда на мирное будущее, которое должно быть основано на солидарности и толерантности".

Он в высшей степени точно представлял себе, как политика влияет на культуру и на музейное дело в частности. Его докторская диссертация, которую он защитил в 1987 году в Тюбингенском университете, называлась "Политический и исторический контекст музейного и выставочного дела в Германии в 1871-1945 гг." Но он точно знал, что культура обладает неизведанной по сей день способностью к сопротивлению любому насилию, что именно она позволяет сохранять высшие ценности - национальные и общечеловеческие. Наверное, не случайно Мартин Рот с 1991-го по 2000-й годы руководил Немецким музеем гигиены в Дрездене. Он был создан в 1912 году предпринимателем Карлом Августом Лингнером как музей медицины и пропаганды здорового образа жизни, первый научный музей в столице Саксонии. Мартин соблюдал правила гигиены во всех сферах своей жизни. Он не был чистоплюем, сын электрика и портнихи из Штутгарта, он знал, что такое реальная проза жизни. Но он знал и то, чего не должен делать уважающий себя человек ни при каких обстоятельствах.

Нас познакомил в 2000 году первый уполномоченный по вопросам культуры и информации в ведомстве Федерального канцлера ФРГ, а попросту первый министр культуры ФРГ, Михаэль Науман в пору плодотворно дружественных отношений между нашими странами. Тогда Мартин был президентом Ассоциации немецких музеев. Думаю, что именно в ту пору был создан настоящий фундамент музейного сотрудничества немецких и российских музеев, который не прерывается и сегодня, когда политическая и экономическая реальность оставляет желать лучшего. У него было много друзей в России - М. Пиотровский, Е. Гагарина, И. Антонова, М. Лошак, З. Трегулова, О. Свиблова. Директоры крупнейших музеев России разделяли его понимание музея как храма и одновременно института развития. Как места, где жизнь должна раскрываться во всей своей полноте. Мартин был завораживающим лектором, именно поэтому мы уговорили его стать приглашенным профессором в Высшей школе культурной политики МГУ.

Русская культура была для него ее неотъемлемой и смыслообразующей частью

Известие о смерти Мартина Рота я получил от Майкла Бёрда, директора Британского Совета в России, а потом от его предшественника в этой должности Пола де Куинси. Мы все потеряли друга, который верил в целительную силу культуры. Он не прекращал своих стараний ни при какой политической погоде. Именно поэтому его приезд в Москву в ноябре 2014 года на открытие выставки фотографий Джулии Маргарет Кэмерон в Мультимедиа Арт Музее так много значил для всех нас.

Он был великим немцем и великим европейцем. К счастью, мы успели сказать ему эти слова при его жизни.