Здесь книги, выброшенные прежними хозяевами, находят новых читателей. Евгений - основатель приюта, его хранитель и поверенный книжных судеб. По образованию - криминалист. Закончил иркутский институт МВД, но в полиции служить не захотел, не понравилось. К 28 годам успел поработать монтажником в интернет-компании, зубным техником, послужить в десанте. А два года назад занялся сбором и переработкой макулатуры. Некоторые книги рука не поднималась отправить в переработку. И сегодня в приюте12 тысяч томов. Художественная литература и научная, классики, современные писатели, фантастика, детективы, детские...
- Молодые, унаследовав квартиры, избавляются от книг. Приносят целые библиотеки. Стали закрываться городские библиотеки, и книжный фонд тоже сдают в переработку или вообще выбрасывают. Бывало, что я отправлял книги в детский дом, а спустя время они вновь оказывались у меня как макулатура, - рассказывает Евгений.
Такое отношение к книге его задевает. Хотя себя книгочеем не считает, смущенно признается, что читает мало. Но неплохая библиотека была в родительском доме, да и собственную коллекцию томов на тысячу Евгений собрал. Есть в ней настоящие раритеты, отрытые в макулатуре. Например, дореволюционная книга о стрелковом деле, "Винни-Пух" на английском, изданный в Нью-Йорке, послевоенное издание "Василия Теркина"...
Недавно Евгений собирал средства на покупку контейнера, чтобы хранить книги, которые не помещаются под навес; в соцсетях вел агитацию и отчитывался о собранной сумме. На днях нужная сумма собралась. Нашли подходящий контейнер, теперь надо доставить его в Иркутск, так что подбирают транспортную компанию за разумные деньги. - Книги, сами видите, приходится хранить и под навесом, и под открытым небом. Главные враги - сырость и птицы.
Сначала Гинтов раздавал букинистические сокровища даром. Но прекратил после того, как предприимчивые горожане, набрав бесплатных книг, стали пытаться ему же сдать их как макулатуру, за деньги:
- А я помню все книги, которые прошли через мои руки. Неприятно было. Ну и решил продавать. 50 рублей за издание - вполне приемлемая цена. А подобные махинации отсекает. Да и мне деньги будут не лишними - я за навес только отдал 170 тысяч из своего кармана.
Несмотря на кампанию в соцсетях, книжный приют не очень известен в Иркутске. Нередко иркутяне узнают о его существовании от друзей из других городов. Впрочем, есть и завсегдатаи, в основном женщины за 50. Но приходят и студенты, и семьи с детьми.
- Кто-то ищет конкретное издание, автора или тематику. Кто-то приходит за ностальгией - у меня много детских книг, люди уносят те издания, которые они когда-то читали. Я сам нашел "Уроки французского" Валентина Распутина в таком же переплете, в каком у меня эта книжка была в школе. Первая, кстати, которую я прочел не по программе. До сих пор люблю, - вспоминает Евгений. - Много запросов приходит по Интернету из других городов. Но не успеваю обработать.
Несмотря на то, что, по словам Евгения, в месяц книголюбы уносят до тысячи книг, свой букинистический приют он не считает бизнесом. Он книги продает не ради прибыли, он их пристраивает в добрые руки, как котят или щенков.
- Хочется дать им вторую жизнь. Если после меня книгу еще хотя бы пару раз прочтут, я считаю, что моя миссия состоялась, - делится он. - Я люблю повторять, что у бумажной книги никогда не сядет батарейка. Это совсем другое ощущение, когда в руках шуршат страницы.
Уходя, в воротах, услышали за спиной нежный девичий голосок:
- Подскажите, пожалуйста, а где у вас Кант, Фрейд и Аристотель?