30.09.2017 07:00
    Поделиться

    Что общего у Олега Ефремова и Юрия Любимова

    День за днем следуют две крупные даты: 30 сентября - 100-летие Юрия Любимова, 1 октября - 90-летие Олега Ефремова. Созданные ими театры - Таганка, "Современник" и МХТ - разные. И ведущие артисты, и даже зрители - тоже разные. И все же есть человек, сыгравший заметную роль в двух этих мирах. Ирину Апексимову Олег Ефремов принимал во МХАТ, а она приняла Театр на Таганке, созданный Юрием Любимовым. Стала его директором.

    - Олег Ефремов - человек, который сделал мою судьбу. Он взял меня во МХАТ, и я сразу получила у него главные роли и стала ведущей актрисой. Играла в спектаклях "Горе от ума", "Дядя Ваня", "Маскарад", "Сон в летнюю ночь", "Борис Годунов", "Маленькие трагедии" и в других. Ефремов - невероятный человек. Он - та самая синяя птица, за которой можно было идти в любом направлении. Он невероятного обаяния, масштаба, мощности человек. Я всегда испытывала преклонение перед ним. Позже он же меня "толкнул" в профсоюз артистов МХАТ - председателем. И если бы не этот профсоюз, не его скандал с дирекцией и не увольнение, как результат, наверное, я бы сейчас не была директором Театра на Таганке, который когда-то создал Юрий Любимов. Вот оно - непосредственное соединение в моей жизни этих двух людей.

    Во МХАТе, когда я работала там, были такие артисты, как Смоктуновский, Пилявская, Мягков, Киндинов, Лавров, Савина, Невинный, Мирошниченко, Вознесенская. Правда, когда я возглавила профсоюз, Смоктуновского уже не стало. И все эти артисты вступили в этот профсоюз, а потом вышли из него и решили, что он не нужен. И мы остались - профком, который весь потом уволили. Я - председатель, Сергей Векслер - заместитель. Андрей Панин, Вера Воронкова. С нами не продлили контракт как с артистами. Но не останься я тогда на улице без МХТа, у меня не было бы необходимости создавать собственную продюсерскую компанию. Я бы не научилась считать гвозди, машины, погрузы-разгрузы и плавно бы не пришла к директорству.

    В Театре на Таганке я поняла важную вещь: продолжать традиции нельзя. Их можно помнить и чтить. Продолжать традиции в искусстве практически невозможно, потому что Юрий Петрович Любимов был очень конкретного и радикального направления режиссер. Без него продолжать его систему режиссуры невозможно - получается "двухпроцентный раствор". Он был великий человек. На мое счастье, с одной стороны, и несчастье - с другой, я никогда в жизни не была с ним знакома. В этом плане я свободна от давления на меня этой личности в плане принятия каких-то решений. Но вокруг Таганки столько слухов и разговоров, что хотелось бы иметь собственное мнение об этом человеке и о том, что происходило в театре в его время.

    В день юбилея - 30 сентября - мы устраиваем специальный завтрак, куда приглашаем всех коллег: директоров, художественных руководителей театров, в том числе, надеюсь, и Каталин Любимова придет, а также прессу, чтобы показать основное, что мы сделали, - виртуальный кабинет Юрия Петровича. В фойе театра будут показаны 12- или 13-минутные ролики. Сделано так, чтобы как можно большее количество зрителей смогли это увидеть. Все большое зрительское фойе превращается в кабинет Юрия Любимова. Оживают зрительские автографы, люди, которые оставляли эти автографы, время, когда они появлялись. А дальше - в пять часов вечера - открывается касса театра, и желающие могут приобрести билет. За 1 рубль! Те, кто успеет купить билеты на спектакль "Добрый человек из Сезуана", будут сидеть в зале. А те, кто не успеет, за этот же рубль смогут посмотреть виртуальную экскурсию, пройтись по театру.

    Мы расставим также большие touch-панели по всему театру - это огромные планшеты, на которых можно будет подробно посмотреть всю историю театра и труппы. Будет экскурсия по театру, и мы сделали специальный аудиогид на пяти языках, запись охватывает период жизни Таганки, начиная с того момента, как не стало Владимира Высоцкого. Можно будет побывать за кулисами, пройтись по всем цехам. Скажу честно, что я не нашла режиссера, достойного сделать спектакль к 100-летнему юбилею Юрия Любимова. Поэтому мы решили в день столетия сыграть "Добрый человек из Сезуана" - спектакль, с которого для Любимова начался этот театр и им же закончился.

    А ко дню рождения Олега Ефремова в Кремлевском дворце будет большой концерт. Мы с Гошей Куценко споем песню из "Короля-оленя". Не принять участие в чествовании любимого мастера к его 90-летнему юбилею не могу.

    Эпоха

    30 сентября отмечается 100-летие Юрия Любимова. Он родился в сентябре 1917 году в "антракте" между Февральской и Октябрьской революциями. Революция - свойство натуры. Она и есть человек. Практически на месте электромеханического техникума, куда после восьмого класса вынужден был поступить выходец из непролетарской семьи, Любимов построил свой театр...

    Как актер "вахтанговской школы" оказался в ансамбле НКВД, как в 1964 году, под занавес оттепели, возглавил Театр драмы и комедии на Таганке. Любимов "сочинил" свое театральное пространство, где были его актеры и его публика, где он поставил спектакли "Гамлет", "Мастер и Маргарита", "Борис Годунов" и другие. Любимовским откровением, с постановки которого в 1964 году можно начать отсчет дням и годам народившегося режиссера, можно считать пьесу-притчу "Добрый человек из Сезуана" Брехта. В театр на Таганке повалил зритель, который до сей поры не знал, что он еще и участник действия... Любимов бросал в топку своего экспериментального театра не только актеров, зрителей, чиновников, цензоров, министров, цековских властителей, но и ветошь социалистических идей, ржавые конструкции советской системы, кандальную удавку большевистских мифов, выплавляя то, что потрясало и сотрясало страну - свободного человека. Он возжигал эту "печь" энергией мысли, однако в 1984 году сам был освобожден от должности худрука им же созданного театра на Таганке, лишен гражданства СССР и принудительно-добровольно выслан в эмиграцию. Советская перестройка конца 80-х вырвала Любимова из Запада и ввергла его в 1988 году в распадающийся СССР. В 1989-м ему вернули гражданство, а в 1991-м возникла новая Россия. Но что-то пошло не так, театр Любимова распался, и на его месте образовалась пустота. Случился первый конфликт в 1992 году, затем второй, в 2011-м. И уже в 2014-м сердце Любимова не выдержало...

    Цитаты из Юрия Любимова
    • "Актеры - лишь инструмент в руках режиссера".
    • "Артист и режиссер во все времена говорили вещи, которые нужно сказать обществу".
    • "Вот бывает, сколько ни вкладывает барышня в себя денег - и грудь у нее с силиконом, и личико все перекроенное, - а если силы небесные что-то ей не дали, тут уж ничего не поделаешь. Так и с наградами. Сколько их ни вручай, как ни стимулируй человека, а без таланта все впустую".
    • "Искусство не терпит компромиссов".
    • "Когда умер Вахтангов, на сцену театра прямо во время спектакля "Летучая мышь" вышел конферансье и объявил: "Несколько минут назад скончался великий режиссер Вахтангов". Из зала крикнули: "Ничего. Заменим". "Как жаль, что вы его не заменили несколько минут назад", - был ответ".
    • "Профессия режиссера - все видеть, где это, где то, где неверно, где декорации".
    • "Театр - единственное искусство, которое разговаривает со зрителями напрямик".
    • Иногда друзья даже выплескивали негодование на начальство: "Вы ему тут комплименты сыплете, поздравляете, орден вручаете, а зачем с ним такое выделываете?" И такое бывало... У меня же хорошие были друзья, все очень талантливые: Альфред Гарриевич Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина, сейчас Владимир Мартынов - это лучшее, что есть".
    • При подготовке использовано интервью Любимова Дмитрию Гордону
    Мастер

    1 октября исполняется 90 лет со дня рождения актера и режиссера Олега Ефремова. Сложно сказать, где больше раскрылся талант Ефремова - на сцене, в кино или в режиссуре. Сергей Юрский однажды заметил: "На актерском поприще это тот самый желанный и недостижимый положительный герой, которого искали и никак не могли найти. А он был рядом. Имя его Олег Ефремов!" Ефремов - настоящая легенда театрального искусства XX века. С 1949 по 1956 год Олег Николаевич был актером и режиссером Центрального детского театра. В 1956 году, собрав вчерашних выпускников Школы-студии МХАТ, Ефремов организовал "Студию молодых актеров" (впоследствии - Московский театр "Современник") и стал художественным руководителем театра. Осенью 1970 года Ефремов возглавляет МХАТ, где за тридцать лет работы он поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них. Его самые известные кинороли - полковник Гуляев из фильма "Батальоны просят огня", таксист Саша из фильма "Три тополя на Плющихе", Подберезовиков в "Берегись автомобиля" и многие другие... С юности Олег Ефремов вел дневник, в котором в день поступления в театральный вуз записал: "Стать главным режиссером МХАТа". Ни больше, ни меньше! Но после учебы в легендарный театр его не взяли. Отступать Ефремов не привык. Раз МХАТ для него закрыт - тогда он создаст свой театр! Так появился "Современник". А в 1970 году Ефремову предложили возглавить МХАТ. Полтора десятка лет он стоял во главе этого театра. Олега Ефремова не стало в 72 года. Совсем не возраст для того, чтобы ставить точку в своей жизни... Он сыграл более 50 ролей в театре и свыше 70 в кино. Как режиссер поставил около 70 спектаклей. И воспитал целое поколение актеров-"ефремовцев".

    Цитаты из Олега Ефремова
    • "В кино нет ответственности - такой, как в театре. Ведь человек безумно устает, когда есть ответственность. И всю страну я узнал через кино: много ездил, много интересных людей встретил. Но то, что я был занят на съемках, мешало театру, поэтому в кино я много упустил..."
    • "Если б не это, я бы бандитом стал наверняка! (о занятиях в драмкружке)", "Чего там играть - двадцать страниц, это для театра мало".
    • "Актерское и режиссерское искусства действительно разнонаправлены по своим задачам. Актерская профессия центробежна, актер все время занимается собой... А режиссура центростремительна, режиссер должен добиться от других гармонии, единства. Запутать, соединить всех, причем так мощно, чтобы они сопротивлялись этой своей центробежной силе".
    Еще раз про любовь

    Телевидение

    На Первом канале к 90-летнему юбилею Олега Ефремова - премьера документального фильма "Ему можно было простить все!" (1 октября в 12.15). На "России К" 27 октября в 11.10 (повтор в 23.55) - новый документальный фильм "Чтобы был театр. Олег Ефремов", 1 октября в 17.55 - художественный фильм "Еще раз про любовь". К 100-летию Любимова на Первом канале премьера документального фильма "Человек века" (30 сентября в 10.15). На "России К" в цикле "ХХ ВЕК" 25 октября в 11.10 документальный фильм "Век Любимова. Репетиции мастера", 30 октября в 18.00 программа Анатолия Смелянского "Это моя свобода". 30 октября в 22.00 - концерт-трансляция из Большого театра.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться