27.09.2017 20:36
    Поделиться

    Маркетолог и айтишник превратили семейное хобби в прибыльный бизнес

    Производство Анны и Павла Бабкиных легко найти по запаху. Здесь, на втором этаже бизнес-инкубатора, что находится в уральском городе атомщиков Заречном, пахнет эфирными маслами.

    Бабкины - семья из Екатеринбурга, Анне - 27, Павлу - 29. До увольнения с работы она работала маркетологом, а он программистом в крупной торговой сети. Молодых людей не устраивало то, что они все силы оставляли на работе, а это не оценивали по достоинству. Теперь они владельцы небольшого производства натуральной косметики ручной работы. Павел - технический директор, а Анна - его строгая начальница.

    В сентябре 2013 г., сразу после свадьбы, молодожены начали искать хобби, которое приносило бы им удовольствие. Остановились на мыле. Первые брусочки варили на кухне. Для изготовления брали не готовую мыльную основу, которая продается в каждом магазине товаров для творчества, а натуральные масла.

    - Первое мыло, которое мы сварили, было с апельсином и кофе - для себя. Не самое лучшее, но теми качествами и свойствами, которыми обладало, оно впечатлило меня настолько, что я сказал Ане: "Блин, так здорово! Мы с тобой нахимичили такую крутую штуку!" Стали пробовать другие ароматы, - вспоминает Павел.

    Экспериментальные кусочки разлетались по друзьям и коллегам: те были в восторге от приобретения. К Новому году ребята сварили около 10 килограммов мыла и поняли, что на этом можно заработать. Быть "мыловарами-самогонщиками", которых в Екатеринбурге полно, им не хотелось, поэтому они продумывали концепцию производства, изучали рынок, а потом Аня уволилась с работы и оформила ИП. Поначалу супруги "химичили" в квартире: объемы производства были маленькими, сбыт не налажен. Выручали ярмарки.

    - Первую запомним на всю жизнь. Посетители облепили наш столик, им все было интересно! Купили несколько ведер вкусных яблок и к каждой покупке в подарок давали по яблочку. От нас никто не уходил без улыбки. У нас все разобрали, и мы поняли: это хоть и маленький, но успех! - говорит Павел.

    После этого ребята уже не могли спокойно спать. Хобби переросло масштабы кухни в маленькой однокомнатной квартирке. Арендовали дом на окраине Екатеринбурга, устроили мастерскую там. К сентябрю 2015 г. у них появились первые крупные оптовые покупатели. У Паши в то время была работа с хорошим окладом, но, поверив в небольшой семейный бизнес, он тоже уволился и стал правой рукой жены в общем деле.

    Как развить дело, подсказали родственники: найдите программу господдержки. Бабкины обратились в областной фонд поддержки предпринимательства, подали заявку на грант на открытие бизнеса. Удачно защитив бизнес-план и получив деньги, они перебрались в небольшое пространство в бизнес-инкубаторе, оборудовали несколько рабочих мест, закупили базовое оборудование.

    - Все говорят, что в России сложно бизнес построить. На самом деле есть много правительственных программ, которые могут обеспечить тебе поддержку: образовательные, финансовые, с кучей площадок, где можно найти спонсоров, инвесторов. Но о них мало кто знает. Когда мои друзья узнали, что мы получили грант, спросили: "А что, так можно?" Конечно, - говорит Павел.

    В 2016 году Бабкины позволили себе нанять первых сотрудников, и их команда выросла до восьми человек. Ежемесячно производят пять тысяч единиц продукции: кремы, средства для волос, мыло, тоники, зубные порошки и прочие женские (и не только) радости - всего 86 позиций. Косметика продается через фирменный интернет-магазин и в более ста розничных магазинах по всей стране. Удивительно, но марка больше известна не на родном Урале, а в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Екатеринбурге продукцию можно найти только в профильных магазинах экотоваров, а в столице уже и в крупном парфюмерном супермаркете. Бабкины связывают это с тем, что у москвичей мода на здоровый образ жизни и натуральные продукты.

    - Как ни странно, мыло - это не самый ходовой продукт. В топе натуральный дезодорант. У нас был один любопытный клиент. Девушка очень долго интересовалась составом дезодоранта, действительно ли он такой, как на этикетке, нет ли в нем солей алюминия. Она перестала задавать вопросы только тогда, когда я принес паспорта качества ингредиентов с производства. Она сделала заказ, извинилась и рассказала, что работает в центре реабилитации онкологических больных, где много пациентов перенесли рак груди. Как она сказала, соли алюминия как-то косвенно влияют на эту болезнь, - вспоминает технический директор.

    Далеко не все шло как по маслу. Например, производственные площади. В Екатеринбурге более прочих подходили помещения бывших заводов, но Бабкиных не устраивали то стоимость, то метраж, а часто сами площади оказывались в принципе непригодными для производства косметики. Сырье. Почти все привозится из-за границы. Из местного лишь часть нерафинированных масел, воск и мед. А все эфирные масла приходится заказывать в Индии. Несмотря на то, что работать с индусами, как оказалось, довольно сложно: "Может, завтра отгрузим, может, через неделю". "У нас праздники, никто не работает"... Зато получается в разы дешевле, чем при покупке аналогичного сырья в России.

    На просьбу дать совет начинающим предпринимателям Павел ответил шуткой: "Краткий совет для начинающих: начните!"

    - Начните, составьте хоть какой-то бизнес-план, простую финансовую модель, начните с чего-то малого, но окунитесь в то, чем хотите заниматься. Так точно поймете, ваше это или нет.

    Любопытно

    Бабкины отталкиваются от основ химического производства, методологии. В известных формулах и составах косметики промышленные компоненты заменяют на натуральные. Например, вместо консервантов в косметику добавляются различные растительные экстракты и витамин Е, природный антиоксидант. Синтетические эмульгаторы заменяют восками. Большую роль в составе играют натуральные растительные и эфирные масла. У продукции есть декларация соответствия техническим регламентам Таможенного союза, в планах основателей получение экосертификата европейского образца, но это вопрос серьезных денег и подготовки.

    В концепции марки лежит "здоровый национализм": почти все продукты имеют знакомые русскому названия. Дизайн - в том же духе. Упаковку стараются подбирать безопасную для экологии: дерево, картон, стекло и пластик с биоразлагаемой добавкой.

    Поделиться