Дальнейшие детали сюжета рецензентов настойчиво просит не разглашать студия Sony - видимо, в надежде, что хотя бы намек на сногсшибательное развитие событий удержит внимание зрителя на протяжении почти невыносимого хронометража. Фильм Дени Вильнева длится 2 часа 43 минуты, и особенно непросто будет выдержать тем, кто хорошо помнит и любит фильм Ридли Скотта 1982 года. Впрочем, просьба студии вполне выполнима - сравнивать сиквел с оригиналом можно, не вдаваясь в подробности содержания.
Фильм Скотта, если кто вдруг запамятовал, - важная веха в истории мирового кино. Именно "Бегущий по лезвию" породил две кинематографические моды - на киберпанк и на философскую фантастику о самосознании машин. Влияние картины Скотта сложно переоценить: без нее не случилось бы пары десятков важных фильмов - от "Терминатора" Джеймса Кэмерона до "Луны" Данкана Джонса, от "Матрицы" сестер Вачовски до "Из машины" Алекса Гарленда. Можно упомянуть и более мелкотравчатые проекты вроде "Эквилибриума" или "Мира Дикого Запада" - никакого места не хватит, чтобы огласить весь список.
Сам "Бегущий по лезвию" тоже, понятно, взялся не из вакуума, даже если оставить за скобками литературную основу - роман Филиппа Дика "Снятся ли андроидам электроовцы?", который Ридли Скотт не читал. Предтечами фильма считаются "Космическая Одиссея 2001" Кубрика и "Солярис" Тарковского. Но фильм Скотта при этом обращен в будущее благодаря двум составляющим. Первая - это новаторская визуальная и жанровая стилистика картины, мрачный ретрофутуризм, в котором визуальные коды классического нуара соседствуют с неоновыми фантазиями о мире будущего. Вторая - сюжетостроение, основанное на зыбкости и отсутствии однозначности. Декард - репликант или человек? На этой загадке строится все обаяние оригинала, и Скотт мастерски подвешивает ответ до финальных титров.
Вильнев решительно борется с двумя главными достоинствами оригинала. Визуал "Бегущего по лезвию 2049" - это надерганные отовсюду понемногу концепты, усредненный канон современного крупнобюджетного сай-фая. Особенно трогательной выглядит попытка организовать безотходное производство - в новом фильме Вильнева есть решения, которые, кажется, перекочевали сюда из его предыдущей картины "Прибытие". Иными словами, раздерганной на цитаты визуальной новизне оригинала Вильнев противопоставляет осетрину второй свежести. С зыбкостью и неоднозначностью тут все еще проще. Да, в какой-то момент герой здесь начинает не без оснований сомневаться, что он человек, а не робот - то есть скоттовскую дилемму Вильнев выворачивает наизнанку. Но зрителю пространства для того, чтобы всерьез озадачиться, он почти не оставляет - уж больно увесистые тут висят ружья на стенах. В итоге ты уже обо всем минут 40 как догадался, а режиссер только пуще раздувает щеки и нагоняет пафос на пустом месте.
Претензии можно перечислять едва ли не бесконечно. Вот, например, появление Харрисона Форда в роли старого Декарда. Финал оригинала не оставляет сомнений, что Декард - репликант, об этом же Скотт для самых непонятливых неоднократно говорил в интервью. Постареть этот персонаж не может физически, так как его продолжительность жизни равна четырем годам. Сиквел ставит на главной идее фильма Скотта жирный крест, за каким-то дьяволом превращая Декарда в человека. При этом роль Форда тут сводится к обязанностям свадебного генерала. Вырежи его из сценария, и никакой катастрофы не произойдет. Но нет же - надо передать привет оригиналу, одновременно задушив его в любовных объятьях. Подобная катастрофа с сиквелами классики не то чтобы редкость - достаточно вспомнить хоть "Иронию судьбы-2", хоть последнего "Терминатора". С другой стороны, появление Форда здесь - лишь еще один симптом, что новый "Бегущий по лезвию" представляет собой кино, обращенное в прошлое. Потому что ничего нового выдумать у Вильнева все равно не получается.
На самом деле, красноречивее всего разницу между фильмами Скотта и Вильнева иллюстрирует одна маленькая деталь. У Скотта ключом к истории служил неземной красоты белый единорог, приснившийся Декарду. В сиквеле герой Гослинга всю дорогу разгадывает тайны довольно уродливой деревянной лошади, рукодельной детской игрушки из далекого прошлого. Фантазийный единорог против грубой поделки - режиссер "Бегущего по лезвию 2049", считайте, сам обо всем прямым текстом проговаривается.
Ну а в центральном мотиве фильма - андроиду кажется, что он человек - сложно не увидеть метафору творческого пути режиссера Вильнева. Он-то думал, что он творец и создатель миров. А оказался всего лишь механическим пианино, за которое все давным-давно придумали по-настоящему талантливые люди.