07.10.2017 17:08
    Поделиться

    Сериал на выходные. Абсолютные хиты HBO, часть 2: "Подпольная империя"

    Мы продолжаем наш новый цикл "Абсолютные хиты HBO" в рамках рубрики "Сериал на выходные".

    В прошлый раз мы рассказывали о шедевральном "Карнавале", успевшем за два сезона обрести статус несомненного культа, но не получившем от телебоссов предполагаемого продолжения. Сегодня у нас совсем другой случай. "Подпольная империя" (Boardwalk Empire), выходившая в 2010-2014 годах, сумела успешно дожить до своего логического финала, хотя и обросла за пять сезонов типичными для таких длинных телешоу недостатками. Которые, впрочем, не в состоянии перевесить огромное количество бесспорных достоинств, делающих работу Теренса Уинтера ("Сопрано", сценарий к "Волку с Уолл-Стрит") и Мартина Скорсезе (без комментариев) гордостью канала.

    Основанную на реальных событиях драму о бутлегерах Атлантик-Сити двадцатых годов отличает беспрецедентный перфекционизм в воссоздании деталей и духа того времени, что для успеха телефильма на такую тему имеет, конечно, первостепенное значение. Руководство HBO не поскупилось на средства, и зритель в течение почти шестидесяти серий наслаждается декадентским лоском высшего общества Интербеллума, неизбежно связанного с криминальными верхушками (добавьте сюда изумительный саундтрек, составленный из популярных песен тех лет, и многочисленные искрометные музыкальные номера). Ну а по части отображения циничной и бесчеловечной изнанки эпохи "сухого закона" в США конкурентов тут вообще нет. Ведь речь идет о проекте Скорсезе, признанного мастера жанра гангстерского кино.

    Да, ближе к концу сериал немного провисает, оттягивая кульминацию - возмездие для теряющих человеческий облик героев. И это - основной упрек к "Империи". Почти неизбежная для проекта с таким хронометражем. Сами эти герои (некоторые из них существовали на самом деле; другие, в том числе находящиеся в центре повествования братья Томпсоны, позаимствовали черты и эпизоды биографии знаменитых дельцов того времени; третьи полностью вымышлены) выписаны с потрясающей детальностью. И несмотря на их многочисленность, ни одна из обширного списка личных драм, порожденных набирающим обороты свирепым двадцатым веком, не оставляет равнодушным.

    "Подпольная империя" подтолкнула Стивена Найта к созданию "Острых козырьков" - последние неслучайно порой называют "английской версией" выдающегося творения HBO. Бутлегерские войны, зарождающаяся наркомафия, междоусобица этногруппировок, бесплодная рефлексия "потерянного поколения", зловещие делишки ИРА, религиозные секты и Ку-Клукс-Клан, уже маячащий призрак грядущей, еще более страшной войны - все это в изобилии представлено в американской многосерийке.

    В главной роли - редкий случай - блистательный Стив Бушеми. Его Енох "Наки" Томпсон (во флешбэке в пятом сезоне сыгранный молодым Ноланом Лайсонсом, удивительно подходящим для необычной внешности Бушеми) - коррумпированный окружной казначей, интриган, бутлегер, убийца и вообще последняя сволочь, которая при всем этом умудряется оставаться трагической фигурой. Как и его братец - с таким же неслучайным именем Илай в исполнении Ши Уигхэма (теперь мы хорошо его знаем также, например, по первому сезону "Настоящего детектива", "Завучам", "Волку с Уолл-стрит" и "Конгу"). Он - шериф округа и не меньший подлец, к тому же отягощенный комплексом младшего брата. Отношения между ближайшими родственниками, сохраняющими трогательную и противоречивую близость, несмотря на несколько пройденных точек невозврата, - одна из основных драматических изюминок сериала. Но, конечно, ею все не исчерпывается.

    Перечислять персонажей "Подпольной империи" - это как листать любимый альбом. Цепляющим историям обаятельнейших подонков обязательный эффект обеспечивает блестящий каст. Вот только несколько из великого множества ярких образов: Аль Капоне (сумасшедшая работа Стивена Грэма); прозябающая с избивающим ее мужем-алкоголиком простушка, в конце концов эволюционирующая до коварной супруги высокопоставленного воротилы (Келли Макдональд); типичная жертва посттравматического синдрома - ветеран Первой мировой, не нашедший себе места (Майкл Питт); авторитетный афроамериканский гангстер, посвятивший себя борьбе за облегчение доли соплеменников (Майкл Кеннет Уильямс из "Прослушки"); невменяемый сицилийский бандит (Бобби Каннавале из "Винила"), опасный одесский мясник Муня Хорвитц, скользкий еврейский мафиози Арнольд Ротштейн (Майкл Сталберг из третьего сезона "Фарго"), беспринципный темнокожий "доктор" Нарцисс (Джеффри Райт из "Мира Дикого Запада")… Десятки их.

    И особняком стоят герои Джека Хьюстона (бекмамбетовский "Бен-Гур") и Майкла Шеннона (в представлениях не нуждается). Первый - по-своему благородный снайпер с почти полностью выжженной войной душой и обезображенным лицом, второй - психически неуравновешенный агент спецслужб, склонный к религиозному фанатизму и переворачивающий свою судьбу вверх тормашками.

    Американское телевидение знает массу печальных примеров того, как скоропостижно прерывались сериалы, благодаря своего высочайшему уровню способные заткнуть за пояс представителей классики мирового кино. "Подпольная империя" - тот счастливый случай, когда создателям позволили рассказать историю до конца и достойно закольцевать непростые сюжетные линии.

    Поделиться