"О теле и душе": трогательное венгерское кино о жизни в существовании
Самый главный вопрос, который ставит режиссер, достаточно смел: это не извечное "почему?", с поиском понравившегося ответа и последующей подверсткой сценария с бóльшим или меньшим мастерством по части достижения поставленной цели. Куда более важный вопрос - "зачем?" - снимает многогранную рефлексию, не позволяющую зачастую даже внятно сформулировать означенную проблему. И ведь правда, зачем жить, делая вид, что живешь, уверяя себя каждый день в том, что следование определенному комплексу действий и есть высшее выражение существования? Для того ли создан человек? Человек, которому претит наивность и простота животных, но привлекает абсолютно безжизненная тщета более высокого порядка?
Похоже, смешение понятий биологического существования и человеческого бытия с подменой первого неким суррогатом, столь успокаивающее и убаюкивающее в своей простоте и незатейливости, привело к полному их неразличению. Не это ли косвенно является причиной того, что в последнее время неустанно нарастает объем литературы и произведений кинематографа в жанре фэнтези? Там, в вымышленных сказочных государствах, умеют любить, сражаться, защищать и отвоевывать себя и свое право на существование. В реальном Лондоне, Нью-Йорке и прочих мегаполисах жизнь показывает свое биение лишь тогда, когда серую реальность расцвечивают своим появлением человеки-пауки, человеки-муравьи, трансформеры и мутанты всех мастей. Словно без таких дорисовок жизнь не особо заслуживает внимания.
Поистине замечательно, когда человек может уходить в мечты, иную реальность на время, набираясь сил, пережидая внутренние бури и натиск травмирующих внешних обстоятельств, чтобы после вернуться и жить здесь. И поистине трагично, если не сказать - неблагодарно, если внешняя органическая оболочка живет здесь, а все остальное - в каких-то неведомых чертогах, недоступных никому и никогда. Душа не должна разлучаться с телом при жизни. И это действенно в обе стороны. Для одной категории людей душа и та ее громкая ипостась, что именуется совестью, призывает человека одуматься и изменить поведение. А для другой, неисправимых мечтателей, причем не обязательно юных существ с прозрачным взглядом, но и усталых от жизни, а не умудренных ею людей, именно тело и его способность реагировать на внешние стимулы может стать ключом к принятию жизни во всей ее полноте.
Особенно отрадно отметить, что изобразив жизнь двух абсолютно разных людей, Марии и Эндре, режиссер не делает особой проблемы из различного восприятия героями действительности. Не стоит преувеличивать важность тех органических предпосылок, что делают их жизненный опыт абсолютно разным. На самом деле между ними больше сходств, чем различий, и важно не то, что сделало их такими половинчатыми существами, а сама констатация факта ущербности и убогости повседневности обоих.
В итоге каждому из нас придется в той или иной мере отвечать за то, что мы сделали в этой жизни. А выстроив ее и поддерживая в надлежащем состоянии, можно трезво взглянуть на то, в каком месте следует прорубить оконце, где выкинуть лишние предметы, куда повесить картину, а что занавесить шторами. Только осознанно.