16.11.2017 21:59
    Поделиться

    Банки смогут останавливать валютные платежи

    Банки получат право отказывать в проведении операций резидентов с зарубежными контрагентами, если они нарушают нормы валютного законодательства, одновременно административная ответственность за такие нарушения будет ужесточена. Поправки об этом (закон N 325-ФЗ) публикует "Российская газета". Закон вступит в силу 14 мая 2018 года - через 180 дней после официального опубликования.

    Закон направлен против незаконного вывода денег за границу через фиктивные внешнеторговые контракты, которые в реальности не предполагают поставки товаров или выполнение услуг. Например, в них не указываются четкие сроки репатриации денежных средств, а затем они многократно продлеваются, что дает возможность нарушителям уходить от ответственности. Поправки закрепляют обязанность указывать точные сроки и информировать о них банки, вводят отдельные штрафы для должностных лиц за нарушение этой нормы.

    Впрочем, отказы банков в проведении валютных операций будут в большей степени связаны не с данным законом, а с общим курсом на ужесточение регулирования Банком России. Критический для надзора порог сомнительных операций каждого из банков с октября 2017 года в очередной раз понижен до 1 миллиарда рублей, или 1 процента среднеквартального объема клиентских расчетных операций. Поэтапное снижение индикатора (берется максимальный из двух) началось с 5 процентов и 5 миллиардов рублей в квартал в 2013 году. При этом и подходы рабочих групп Банка России к отнесению операций к сомнительным также постоянно ужесточаются. С этим связана фиксация прямо в тексте договоров у крупных банков "заградительных" тарифов на некоторые категории операций, принудительные закрытия счетов и т.д. Данный тренд, очевидно, продолжится в 2018 году, считает ведущий аналитик по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин. Поскольку критерии оценки фиктивности для банков не прописаны, одобрение или неодобрение каждой операции во многом будет зависеть от жесткости или лояльности финмониторинга конкретного банка, отмечает он.

    Тенденция к введению банками заградительных тарифов на рискованные операции будет только нарастать

    Поправки показывают, что валютное законодательство по сути превращается в "филиал" законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов, отмечает ведущий юрист "Пепеляев Групп" Петр Попов. По его мнению, целесообразно напрямую инкорпорировать нужные нормы в "антиотмывочный" закон, заменяя сплошные методы контроля валютных операций на риск-ориентированный подход.

    "Организаторы серых платежей за границу, зная, что их точно будут проверять, озаботятся, чтобы на стадии совершения платежа документы были в порядке, - говорит юрист. - Когда банк увидит, что ушедшие деньги не вернулись в страну, следов уже не найти. В "антиотмывочном" законодательстве более или менее отработаны риск-ориентированные подходы, в рамках которых банки делают выборочные запросы документов по критериям риска фиктивности операций. Внезапный запрос для потенциальных махинаторов может оказаться неожиданным, наспех состряпанные документы помогут банку выявить признаки фиктивности платежа, о чем он сообщит в уполномоченный орган".

    Поделиться