16.11.2017 20:35
    Поделиться

    Выжутович: Зарплата в конвертах постепенно становится анахронизмом

    За шесть лет число россиян, готовых работать за серую (черную) зарплату, снизилось почти в полтора раза. Это показал опрос, проведенный Исследовательским центром портала Superjob. В нем приняли участие 1600 представителей экономически активного населения из всех округов страны.

    Получать зарплату в конверте сегодня согласны чуть более 40 процентов граждан трудоспособного возраста, 35 процентов отвергают такую схему, 24 процента затруднились с ответом. Работать за черную зарплату мужчины соглашаются почти в полтора раза чаще женщин. Чуть реже других на неофициальный заработок готовы россияне 24-35 лет (39 процентов), а граждане 35-44 лет - наоборот, чуть чаще (43 процента).

     За шесть лет число россиян, готовых работать за серую (черную) зарплату, снизилось почти в полтора раза

    Наибольшее количество работников, готовых получать зарплату в конверте, было зафиксировано в посткризисном 2009 году (60 процентов), меньше всего - сейчас (41 процент). По мнению авторов исследования, рост числа россиян, не приемлющих серую и черную зарплату, - одно из свидетельств того, что российский рынок труда становится более открытым и цивилизованным: государство борется с недобросовестными работодателями, а сотрудники, ранее получавшие белую зарплату, при смене работы уже не соглашаются на серую.

    Впрочем, отказ трети трудоспособного населения от черной зарплаты - это, возможно, лишь декларация, не всегда подкрепленная практикой. Просто "желание жить по-белому совпадает с общенравственными установками (честность лучше, чем нечестность)", отмечает Алексей Левинсон из "Левада-центра". Такое же предположение высказывает профессор РАНХиГС Татьяна Малева. Она не исключает, что, отвечая на вопрос, "согласны ли вы получать черную зарплату", граждане всего лишь дают социально одобряемый ответ. К тому же выбор между черной и белой зарплатой есть не у всех и не всегда.

    На объем серых и черных зарплат влияет и неформальная занятость.

    По оценке Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС, в 2017 году она выросла с 40 до 44,5 процента от общего количества занятых. Государство борется с неформальной занятостью, считая ее теневой. Но вывести самозанятых граждан из тени пока не удается. За первые три месяца с момента введения нормы Налогового кодекса об уведомительном порядке получения статуса самозанятых этой нормой, по данным ФНС, воспользовались лишь 40 человек - 27 граждан России и 13 иностранцев. Двухлетние налоговые каникулы для сиделок, репетиторов, домработниц по-прежнему остаются в силе, но воспользоваться этой льготой мало желающих.

    Напомним, в ноябре 2016 года на заседании Совета по стратегическому развитию Владимир Путин заявил, что граждан, работающих на себя, нужно освободить от налогов на два года, дав им возможность легализовать свою деятельность. Исполняя поручение президента, минюст разработал документ, в котором определил самозанятых как граждан, самостоятельно и систематически зарабатывающих на оказании услуг и выполнении работ для физических лиц. Такие граждане приравниваются к предпринимателям, которые приобретают единый патент и не имеют права иметь наемных работников. Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил установить минимальную стоимость патента в 10 тысяч рублей за год, а также определить 45 видов деятельности самозанятых граждан. Встав на учет в налоговых органах, такие лица смогут не платить никаких налогов до конца 2018 года. После этого они должны определиться со своим статусом либо прекратить свою деятельность. Цель предлагаемых новаций, считают в минюсте, - не обложение самозанятых платежами и налогами, а выведение из тени как можно большего числа физлиц этой категории в целях защиты их прав.

    Государство борется с неформальной занятостью, считая ее теневой, но вывести самозанятых граждан из тени пока не удается

    Налоговые льготы распространяются пока только на несколько профессий. В частности, на нянь и сиделок, репетиторов и уборщиц. "Некоторые виды деятельности вообще не подпадут под легализацию, например, торговля, - считает заместитель исполнительного директора "ОПОРЫ России" Иван Ефременков. - Нам говорят, что в тени находятся 15-20 миллионов человек, но при таких критериях большинство так и останутся вне правового поля". Видимо, разделяя такие опасения, минюст предлагает включить в сферу самостоятельной деятельности информационную, консультационную, имущественную и образовательную поддержку. Право расширить перечень профессий для самозанятых граждан предоставлено также местным властям.

    Что же касается зарплаты в конвертах... Чем она нехороша, российские граждане осознали особенно явственно в 1998 году, когда случился дефолт. Не будучи исправным налогоплательщиком, российский средний класс образца 90-х сам лишил себя бюджетного тылового прикрытия. А заодно и правового. Правовая незащищенность тех, кто служил по найму, кажется, только тогда и попала в поле общественного внимания. Дефолт сделал ее вопиюще наглядной. Выяснилось вдруг, что деньги - те, что дороже договора, скрепленного подписями и печатью, - не гарантируют их обладателям ни социальной стабильности, ни твердого общественного статуса, ни самоуважения, в конце концов. Такова была плата за теневое, по сути, существование, позволяющее декларировать отнюдь не все доходы и создающее особый - "черный" - средний класс, то и дело теряющий почву под ногами. Эта уязвимость со всех сторон, эта недоступная постороннему взгляду приниженность при внешнем благополучии были в ту пору неотвязными спутниками банковских служащих, рекламных агентов, сотрудников туристических фирм и их бесчисленных коллег.

    Что-то подобное отчасти наблюдается и теперь, хотя уход от налогов уже не носит повальный характер, а зарплата в конвертах постепенно становится анахронизмом.

    Поделиться