21.11.2017 00:51
    Поделиться

    Налоговую реформу в нефтяной отрасли России отложили

    Реформа налогообложения нефтяной отрасли России вновь откладывается. Федеральные министерства не успевают согласовать законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД) в срок, из-за чего принятие документа и его вступление в силу в отношении "пилотных" проектов автоматически переносится с 2018-го на 2019 год. Прямых финансовых убытков компаниям это принести не должно, но бизнес потеряет стимул инвестировать в разработку "трудных" месторождений.

    Чтобы законопроект с изменениями в Налоговый кодекс успел пройти три чтения в Госдуме, он должен попасть туда желательно до 1 октября, предупреждал ранее председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. 1 ноября, когда он еще не поступил в Госдуму, минфин как один из разработчиков объявил, что планирует обеспечить принятие документа в осеннюю сессию "в приоритетном порядке". "Надо было, чтобы до 1 декабря его подписали", - пояснил вчера первый замминистра энергетики Алексей Текслер, добавив, что это "уже невозможно".

    Причины проволочек неизвестны - скорее всего, они технического характера.

    Суть НДД заключается в том, что налог должны начать взимать не с объемов добытой нефти, а с вырученных от продажи сырья доходов. В налогооблагаемую базу при этом не включают расходы на добычу и транспортировку, что очень выгодно при разработке запасов трудноизвлекаемой нефти (ТРИЗ) и при работе на обводненных месторождениях. Но эту льготу в перспективе получат только месторождения с совокупной добычей 15 миллионов тонн в год. Самотлорское месторождение (годовая добыча около 20 миллионов тонн) получит с 2018 года независимую от НДД льготу - ежегодный налоговый вычет 35 миллиардов рублей по НДПИ.

    В России довольно низкий коэффициент извлечения нефти (КИН, около 27 процентов, по подсчетам минэнерго) и велики объемы ТРИЗ (Роснедра оценивают их долю в 65 процентов). В начале октября замминистра энергетики Кирилл Молодцов приводил расчеты, согласно которым введение НДД повысит КИН до 35 процентов и позволит увеличить объем добычи на 10-12 миллионов тонн в год.

    "Быстрее запустив НДД, государство могло бы помочь вовлечь в разработку больше ТРИЗ и низкорентабельных запасов, а также убедиться в экономической выгоде реформы, - говорит руководитель международной практики KPMG по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов. - Любая отсрочка скажется не только на результатах финансовой деятельности нефтяников, но и на государстве, так как у компаний без достаточных стимулов просто нет возможности инвестировать в ТРИЗ".

    Новый налог выгоден, так как взимается с дохода от продажи нефти, а не с объема добычи

    При этом оценить упущенную финансовую выгоду отрасли и федерального бюджета от отсрочки невозможно. Министерства еще в прошлом году пришли к выводу, что надо идти по пути "пилотов", для которых в октябре отобрали 46 месторождений, чтобы на практике разобраться в экономике процесса, учитывая необходимость отдельного учета месторождений и объемов производства, объясняет Усов. Ясно одно: для долгосрочного планирования инвестиционной деятельности НДД - благо, так как на длительное время установятся четкие налоговые условия.

    Поделиться