20.11.2017 19:46
    Поделиться

    Почему защита "Тольяттиазота" оттягивает рассмотрение дела о мошенничестве

    Защита "Тольяттиазота" всячески оттягивает рассмотрение дела о мошенничестве
    Было время, когда химический гигант "Тольяттиазот", входящий в топ-10 мировых производителей аммиака, славился на всю страну своими делами. Теперь достоянием гласности стали другие его дела - уголовные. Как пишут СМИ, близится к концу растянувшееся на годы расследование махинаций на миллиарды долларов, в которых замешано бывшее руководство ТоАЗа. Оно обросло сотнями томов следствия, десятками апелляций, которые СМИ уже окрестили судебным казусом, поскольку они то подавались, то возвращались, дублировали друг друга, одни ходатайства делали невозможным рассмотрение других. Для чего это делалось? Попробуем разобраться.

    Всем известна тактика: лучший способ защиты - наступление. И судебные коллизии с ТоАЗом тому подтверждение. В последнее время, как пишут СМИ, активно озвучивается недовольство представителей ПАО "Тольяттиазот" квалификацией российских судей и правоохранительных органов.

    Поскольку любая судебная система испытывает объективную потребность в совершенствовании, они пытаются воспользоваться этим и развернуть ситуацию в свою пользу. Якобы суд и следствие не дают достаточно времени для ознакомления с материалами уголовного дела о мошенничестве на ТоАЗе подсудимым, в числе которых бывшее руководство и совладельцы завода, а также их адвокатам.

    Если попытаться непредвзято разобраться в происходящем, то невольно напрашивается мысль: не является ли непрерывная подача жалоб со стороны обвиняемых сознательно избранной тактикой затягивания процесса в надежде избежать уголовной ответственности?

    По сообщениям СМИ, в конце 2012 года СК РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере на ТоАЗе. По версии следствия, завод продавал свою продукцию по заниженной цене трейдеру Nitrochem Distribution AG, дочерней структуре Ameropa AG швейцарца Андреаса Циви, который также владеет 12% акций самого "Тольяттиазота". Трейдер реализовывал продукцию уже по рыночной цене.

    В январе 2013 года гендиректор ТоАЗа Евгений Королев отбыл в Лондон якобы "в служебную командировку", из которой он так и не вернулся. Ему, как сообщают СМИ, было предъявлено обвинение в мошенничестве, причинившем заводу ущерб в $550 млн, а государство недосчиталось около 5 млрд рублей налоговых отчислений.

    Год спустя против Королева завели уголовное дело по статье "злоупотребление полномочиями" по факту вывода из ТоАЗа наиболее ликвидных активов - метанолового производства вместе с земельным участком, на котором оно расположено. Ущерб, нанесенный предприятию незаконными действиями, эксперты оценили в $1,5 млрд.

    Было предъявлено обвинение в мошенничестве, причинившем заводу ущерб в $550 млн, а государство недосчиталось около 5 млрд рублей налоговых отчислений

    Евгений Королев был заочно арестован и объявлен в международный розыск. В декабре 2014 года, по сообщениям СМИ, суд заочно арестовал и других руководителей "Тольяттиазота" - теперь уже бывшего председателя совета директоров Сергея Махлая, совладельца Владимира Махлая, Андреаса Циви и директора Nitrochem Беата Рупрехта.

    Расследование затянулось почти на пять лет, в частности, потому, что все обвиняемые находятся за рубежом. По данным СМИ, Сергей Махлай - гражданин США, где известен как Serge Makligh и George Mack. Его отец Владимир Махлай, первый директор и основной владелец ТоАЗа, в 2005 году уехал за границу, получив там вид на жительство, как, впрочем, и Королев, а Циви и Рупрехт - подданные благополучной европейской страны. Это потребовало участия в расследовании правоохранительных органов нескольких государств.

    С момента возбуждения уголовного дела о мошенничестве адвокаты подозреваемых пытались обжаловать в суде многие следственные действия, но им это не удалось. Теперь подсудимые пытаются затянуть процесс бесконечными продлениями срока ознакомления. Это очевидная уловка, так как в ходе бесконечных обжалований по ходу расследования все материалы дела были им предоставлены, а потому хорошо известны. Также обвиняемые привлекли к процессу целый легион адвокатов и постоянно их меняют, надеясь, по-видимому, на некое адвокатское чудо.

    Напрашивается вопрос: не пытаются ли таким образом обвиняемые избежать уголовной ответственности за истечением срока давности? И не подтверждают ли такие действия тот факт, что никаких аргументов по существу предъявленных обвинений у защиты нет, и нескончаемые процессуальные манипуляции - их последняя надежда?

    Есть основания полагать, что обвиняемые располагают и значительным коррупционным ресурсом и, возможно, пытаются выгадать время для его использования. В 2015 году в прессе со ссылкой на зарубежные СМИ сообщалось, что Андреас Циви был вызван в Осло для дачи показаний по делу о взятке ливийским чиновникам. Как выяснилось, в марте 2007 года Nitrochem от имени норвежской химической компании Yara перевела $1,5 млн на швейцарский счет, который на тот момент принадлежал сыну министра нефти Ливии Шукри Ганема, впоследствии исчезнувшего и найденного мертвым в Дунае.

    По этому факту компания Nitrochem была приговорена к выплате штрафа в размере 750 тыс. швейцарских франков. За незаконные действия Циви и Рупрехт отделались штрафом. Возможно, ориентируясь на подобные практики, они надеются и в российском суде обойтись легким испугом.

    Но хочется верить, что Басманный суд, в отличие от европейских судов, рассмотрит дело объективно, в строгом соответствии с буквой закона и, наконец, поставит точку в этом затянувшемся процессе.

    Поделиться