Заочно "Снеговик" представлялся проектом мечты - эффектный роман Ю Несбе, главной звезды скандинавской криминальной литературы наших дней, экранизирует в Голливуде Томас Альфредсон, едва ли не самый изысканный жанровый режиссер из Скандинавии. Тем тревожнее было наблюдать, как этот фильм сравняла с землей американская критика, после чего он потерпел фиаско в прокате США. После просмотра с большим сожалением приходится признать - все справедливо, перед нами хрестоматийный пример того, как не надо экранизировать хорошие литературные бестселлеры.
Прежде всего Альфредсон промахивается с жанром фильма, пытаясь на полном серьезе делать из "Снеговика" классический детектив. То есть главную задачу режиссер видит в том, чтобы до последнего момента скрыть от зрителя ответ на сакраментальный вопрос "кто убийца?". Все, кто хотя бы в минимальном объеме знаком с прозой Несбе, знают, что при всем умении сохранить интригу детективная составляющая никогда не была в его книжках главной. Романы о Харри Холе - это нуар, надрывная элегия о том, как неуютный мир пытается перемолоть в труху мужчину, одолеваемого внутренними демонами. Этот мужчина - следователь Харри Холе, прямой потомок персонажей "черных романов" Раймонда Чандлера и Джеймса Кейна. Этот факт Альфредсоном игнорируется напрочь. В "Снеговике" фигура Холе выходит сугубо технической: главная и самая большая шестеренка довольно нелепого сюжетного механизма. В фильме вообще нет ни одного по-настоящему интересного персонажа - сплошь служебные фигуры, к которым больше одной характеристики не подберешь. Холе, например, превращен в ироничного алкоголика, который в перерывах между длительными запоями раскрывает преступления.
Именно из-за этого и летит ко всем чертям весь замысел Несбе. Тут важно понимать, что "Снеговик" - седьмой роман серии. То есть для читателя норвежский сыщик к моменту выхода книги был уже как родной. Поэтому Несбе не случайно выстраивает весь роман вокруг взаимоотношений Холе с Ракель - любовью и фам фаталь всей его жизни. Эти отношения - едва ли не лучшее, что случалось в жанре нуара в последние пару десятков лет. Они построены на удивительном парадоксе: Харри человек хаоса, Ракель этот хаос в теории упорядочивает, однако на деле невольно становится причиной главных потрясений и трагедий в жизни Харри. (Тут важно оговориться - тем, кто не читал романов Несбе, из-за спойлеров лучше перейти к следующему абзацу.) Ее отец - бывший нацист, скрывающийся под чужой личностью - на заре отношений Харри и Ракель чуть не устраивает стрельбу в центре Осло в день национального праздника. Ее выросший сын Олег спустя пару лет после событий "Снеговика" попытается убить Харри. В "Снеговике" главное зло также таится между двумя любящими друг друга людьми - и из этого при желании можно считать бездну смыслов.
Альфредсон, однако, любого намека на какие-либо смыслы избегает. Равно как и саспенса, которыми романы Несбе наполнены под завязку. Он снимает дистиллированное безжизненное кино, которое больше всего похоже на проходную серию какого-нибудь криминального скандинавского сериала: провинциальный детектив с опереточным злодеем. Тут есть сцена, которая с хирургической точностью демонстрирует соотношение масштабов первоисточника и экранизации. В какой-то момент Харри решает сводить сына Ракель, с которым он пытается построить хорошие отношения, на концерт. Этот эпизод в фильме выглядит так: в крошечном полупустом клубе на темной сцене какая-то невзрачная группа играет что-то гитарно-маловразумительное. У Несбе это был большой концерт Slipknot - что называется, почувствуйте разницу.