23.11.2017 00:10
    Поделиться

    Почему в РФ не распространено страхование ответственности топ-менеджеров

    Страхование ответственности директоров и должностных лиц (D&O - directors & оfficers) широко распространено за рубежом. В частности, оно является одним из обязательных требований для публичных компаний, выходящих на международный рынок, готовящихся к IPO, и компаний, имеющих акционеров (участников)-нерезидентов. Несмотря на то что этот вид страховки в России широко известен, массового распространения в нашей стране он не получил.

    В Европе и США 95 процентов компаний используют этот вид страхования топ-менеджеров. Причем предлагают его не только страховые компании, но и крупные банковские группы. "В Италии, например, даже кредит могут не дать, если этого вида страхования нет. Причина - частые кейсы с ошибками со стороны топ-менеджмента", - говорит Ольга Петровская, карьерный консультант Cornerstone.

    Страхование ответственности менеджмента - относительно новое для российского рынка явление, оно пришло к нам с Запада всего 10-15 лет назад. Нельзя сказать, что российский бизнес стал сразу же массово внедрять его, поскольку сам механизм просчета рисков был не до конца понятен в условиях российской действительности, тем более что, согласно Гражданскому кодексу РФ, как компания, так и директора все равно продолжали нести ответственность перед третьими лицами. Российский рынок достаточно долго присматривался и наблюдал.

    "Но в последнее время мы отмечаем активный рост количества компаний, использующих этот вид страхования. И речь идет, конечно, не только о компаниях с иностранными инвестициями, но и о российском бизнесе. Безусловно, это обусловлено не только повышением общего уровня бизнес-образования, но и реальными кейсами, которые наглядно смогли продемонстрировать все плюсы такого вида страхования. Как последний из резонансных примеров - история финансовой корпорации "Открытие", где процедура банкротства прошла максимально безболезненно", - рассказывает Ольга Петровская.

    Санация "Открытия" наделала много шума, тем более что ответственность руководства банка была застрахована. По признанию ряда страховщиков и экспертов, несмотря на неразглашаемый лимит страхового покрытия, выплата по этому договору D&O могла стать крупнейшей в отечественной истории страхового рынка. Но этого не случилось, санацию не признали страховым случаем.

    "Пока в нашей стране позиции топ-менеджеров являются особенными. Показательны последние истории: "Открытие", "Бинбанк". Хотя причины проблем кредитных организаций кроются в работе управляющих и собственников, ответственности они не понесли, - отмечает юрист и правозащитник Александр Хуруджи. - Согласно той же зарубежной практике, в США и во многих европейских странах наемный руководитель не будет допущен к работе без полиса D&O для уменьшения рисков для бизнеса".

    Риски, которые указаны в полисе "Открытия", страховщик ("Ингосстрах") назвать отказался. Как правило, страхуется ответственность топ-менеджеров за неумышленные ошибки. Например, управленец совершил сделку или допустил какие-то действия, в результате которых понизилась капитализация компании. Другой пример - выписанные менеджерами самим себе крупные бонусы. Акционер вполне может высказать претензию. А вот страховать противоправные деяния запрещено, с умышленным выводом активов разбираются уже правоохранительные органы, а не страховщики.

    "Оснований для предъявления претензий к директорам за управленческие ошибки может найтись множество: практика судебных разбирательств по таким претензиям там отработана до мелочей. Известен пример, когда компания Chartis по иску против Deutsche Telekom за завышение директорами стоимости активов выплатила около 120 миллионов долларов. Для сравнения: в России весь этот рынок оценивается в 30-40 миллионов долларов", - говорит Александр Хуруджи.

    Страховые суммы могут достигать десятков миллиардов рублей, но это скорее исключение из правил. Например, страховка D&O для Сбербанка в 2016 году составила 4,6 миллиарда рублей. По оценкам экспертов, подобные страховки сегодня есть у банков из топ-50 и крупного бизнеса. "В основном этой услугой пользуются крупнейшие компании, которые торгуют свои акции на международных биржах. Они уже купили полис D&O и попросту продлевают его. А появление новых игроков международного уровня мы видим не так часто. Отсюда и медленный рост страхового рынка D&O", - поясняет Павел Сигал, первый вице-президент "ОПОРЫ России".

    Страховые суммы могут достигать десятков миллиардов рублей, но это скорее исключение из правил

    По его мнению, причин, по которым в России не распространено страхование ответственности топ-менеджеров, несколько. Это пробелы в законодательстве, практически полное отсутствие практики предъявления исков за ошибки первых лиц и связанное с этим отсутствие судебной практики в этой сфере. "Многие компании зачастую покупают такой полис у зарубежных страховых компаний, имеющих больший опыт, нежели российские страховщики", - констатирует Сигал. Тем временем власти пытаются повысить ответственность топ-менеджеров за риски бизнеса, а отечественные страховые компании вынуждены убеждать представителей малого и среднего бизнеса в том, что полис D&O прежде всего нужен страхуемому, поскольку даст гарантии в случае возникновения исков о возмещении убытков в связи с ошибками высшего менеджмента.

    Поделиться