23.11.2017 21:21
    Поделиться

    В Музее AZ открылась выставка "Атака Дон Кихотов. Дали. Зверев"

    Атака Дон Кихотов. Дали / Зверев. Музей AZ. С 23 ноября

    Анатолий Зверев, один из лидеров отечественного неофициального искусства 60-70-х, один из самых свободных художников своего времени, был по виду ни дать ни взять Санчо Панса. И так же, как тот, очень любил Дон Кихота, рисовал его без счету, больше, чем все его предшественники. Про Дали же известно, что он создал 38 рисунков, 5 эскизов и 13 литографий по мотивам книги Сервантеса - но так же, как и Зверев, создавал их без оглядки на принятое.

    Музей AZ собрал двух безумцев вокруг третьего, их героя, и сам атакует зрителя в качестве четвертого. Нас встречает веселый Зверев в латах XVII века, "надетых" на него художником проекта, и провожает к Дали, шевелящего усами, раскрашивающего Галу, жмурящегося от падающих звезд: медиахудожник разъял на части гравюры Доре, арт-хронику 50-х, фото Дали и запустил анимацию по стене вокруг лайтбоксов с литографиями испанца. 25 работ Зверева на 2-м этаже кажутся пятьюдесятью - пока не понимаешь, что вокруг зеркальные стены. На третьем этаже можно стать рыцарем, сев в седло (спасибо - без коня) и взяв в руки копье.

    Для Дали сюрреалистичность романа, совмещающего сон с жизнью, была близка как никакая иная. Иллюстрируя Сервантеса, он палил по литографическому камню из аркебузы пулями с краской. Краска становилась кляксой, Дон Кихот бьет копьем, отбивается щитом, и в месте удара фантазии о реальность по литографии разбрызгивается "кровь" и летают черные молнии.

    И образ зверевского Дон Кихота на выставке сводится порой к живописному пятну, абстрактной массе, в котором благодаря контуру - Росинанта шлема-тазика - все равно узнается знакомый персонаж. Зверев, сам неприкаянный рыцарь, растворяется в Дон Кихоте, рассказывает о нем взахлеб, не успевая взять в руки кисть, разбрасывает краску по поверхности прямо из своей аркебузы-тюбика, не теряя времени на то, чтоб сменить поверхность для новой картины, просто переворачивает лист оргалита другой стороной и прямо пальцем выводит классический силуэт по пористому слою. Он на ходу придумывает техники, присыпает краску зубным порошком, уводя изображение в дымку, в центр одного из Дон Кихотов в запальчивости просто влепляет ватный ком, то ли показывая рану, то ли разбивая доспех. Дон Кихот у него, собранный Музеем из разных отечественных коллекций, - скачущий, дерущийся, иногда просто меняющий щиты с красного на желтый.

    Ни Дали, ни Зверев не думали о названиях для своих работ, испанец просто делал серию к книге Жозефа Форэ, а в каталоге, изданном Музеем AZ к выставке, все работы Зверева названы именем кавалера из Ламанчи и разнятся только годами написания.

    Ветряные мельницы никогда не спрашивают имен у странствующих рыцарей.

    Поделиться