Горстка рязанцев

Евпатий Коловрат по утрам, как проснется, буянит: кричит, кулаками бьет. Безумие? Нет. Это амнезия. Кажется ему, что он опять мальчишка, а кругом враги. Детская травма у него. Черепно-мозговая. Но потом Коловрат потихоньку все вспоминает, в блокнотик специальный посмотрев. Хлопотно это, конечно, но есть и плюсы. У жены, например, каждый день новая свистулька.

Евпатий Коловрат - десятник при рязанском князе. На дворе - зима. Нет, не так. На нарисованном дворе - нарисованная зима. К нарисованной Рязани подходит нарисованная орда. И нарисованным огнем нарисованную Рязань сжигает. А Евпатий Коловрат по этому поводу злится и ордынцев убивает. Не всех, но достаточно. В стиле царя Леонида из "300 спартанцев".

С той разницей, что у десятника Евпатия из "Легенды о Коловрате" добрых молодцев более чем на порядок меньше. Человек 20 с небольшим всего. И боевой медведь. Который врагов грызет эффектно и эффективно, но недолго. "У нас есть могучий Михайло Потапыч! Он может помочь нам убить больше татаро-монголов, но давайте его лучше отпустим!". Загадочна русская душа. Умом не понять. Да и не надо.

"Легенда о Коловрате" в кратком изложении представляет собой следующее. Воины в кольчугах на фоне опрятных, но не слишком искусно изображенных поверх зеленого экрана пейзажей мочат гадов с раскрашенными лицами, на которых еще зачем-то местами поналеплена фольга. Ну да, не Зак Снайдер. Зато свое ж, исконное. Ну да, не совсем исконное - в плане исторической достоверности не все гладко. Так и сказано ведь: "Легенда". Легенда она и есть. Легенды принято приукрашать, а приукрашая - увлекаться.

Попенять "Коловрату" все равно есть на что. Периодически, когда мочилово прерывается, волной накатывает ощущение, что смотришь не кино, а растянутый номер КВН. Несмешной к тому же (впрочем, как будто теперь другие бывают). Ощущение, усиливающееся мельканием Андрея Бурковского из команды города Томска, вызывают все-таки бросающаяся в глаза неестественность задников, мастерство некоторых артистов и диалоги. Диалоги преисполнены великорусским пафосом, но им сильно не хватает брутальных уан-лайнеров. Типа "Сегодня мы ужинаем в аду!". Произнесенное спокойным тихим голосом "Не говори гоп, пока не перепрыгнешь" как-то не пробирает, а одного "Идите и убейте нас!" маловато будет.

Тем более что единственная мощная фраза - явная калька с "Приди и возьми". А сходств и без того хватает. Рязанцы от спартанцев разве что комплекцией отличаются. И комплектацией. Былинному герою, который ловко, как заправский джедай, обращается с двумя мечами и страдает от провалов в памяти, что абсолютно бессмысленно, но добавляет образу странненькой изюминки, противостоит Батый, местный Ксеркс. Только если тот перебарщивал с пирсингом, этот щеголяет аляповатым золотым макияжем. И разрез глаз, само собой, другой. В остальном - один в один. Даже эпилог, где один из соратников Евпатия вдруг оказывается на краю Чудского озера перед Ледовым побоищем, копирует соответствующую завершающую сцену "300".

Вторичность тем не менее критическим недостатком фильма не является. Он в хорошем смысле лубочный, нарядный и не лишен национального колорита. А главное - бодрый: стрелы свистят, кровь из-под клинков брызжет, и все это под гитарную музычку от Сержа Танкяна (вроде бы лично сочинял). И медведь. Спин-офф бы про него что ль сделали. Потенциал-то налицо.

3