"Счастливого дня смерти": нападет вдруг убийца в устрашающей маске
С другой стороны, если принять за истину распространенную теорию о том, что Билл Мюррей в "Дне сурка" на самом деле попал в чистилище, то и героиня Джессики Рот в "Счастливого дня смерти" оказывается где-то на границе небытия, откуда назад ведет единственный путь - путь самосовершенствования. Нужно стать лучше, чище и добрее. При этом вычислив и убив того, кто убивает тебя.
Говорят, с того момента, когда один умный человек придумал баскетбол, прошло довольно много времени, пока другой умный человек не догадался удалить у корзины дно, чтобы после каждого удачного броска не приходилось взбираться на специальную лестницу и доставать оттуда мяч. Это невероятно прогрессивное новшество сделало игру гораздо динамичнее и в значительной степени повлияло на ее дальнейшую популяризацию.
Идея породнить "День сурка" и слэшер примерно настолько же простая, очевидная и гениальная. С тех пор, как вышел "Крик 4", никому не удавалось сделать слэшер снова великим. В смысле - массовым. Придумать что-нибудь, что вытащило бы жанр из глубокой ниши, где он уже много лет рождает в лучшем случае узкокультовые вещи вроде трилогии "Топор" и потомков легенд далекой древности, а в худшем - бесконечные безликие поделки, заведомо обреченные на вечное забвение в непроглядных пучинах болота direct-to-video.
А ларчик-то просто открывался. Всего и надо было сделать, что взять один из самых популярных и любимых несколькими поколениями фильм и вживить в его сюжет кровожадного маньяка. То есть заменить "маленькую смерть" на обычную насильственную. Сценарист Скотт Лобделл именно это и сделал. Затем на потенциал его текста обратил внимание Кристофер Лэндон, сочинитель всех "Паранормальных явлений", за исключением самого первого. Лэндон быстро смекнул, что к чему, и, заручившись поддержкой властелина малобюджетных ужастиков Джейсона Блума, довел проект до ума и сам же его поставил.
Благодаря умелой его работе философская притча о временной петле и моральном преображении слилась с типовой лентой о мертвых подростках в экстатическом симбиозе. Два, казалось бы, абсолютно разных механизма заработали как единое целое, выдавая почти стопроцентный КПД. Да, есть пара нестыковок в конструкции, которые заметны, только если хорошенько приглядеться. Но в природе вообще абсолютного совершенства не предусмотрено, так что ж теперь. "Счастливого дня смерти" дает ровно то, чего от него ожидаешь: "День сурка" плюс слэшер. При этом выглядит не как результат смешения, а как воплощение чистой синергии, в которой ни "День сурка", ни слэшер совершенно ничего не потеряли, а совместно произвели нечто гораздо большее, чем их сумма: смешное, оригинальное, дешевое (бюджет - 4,8 миллиона) и крайне прибыльное (сборы - почти 110 миллионов) развлекательное кино.
4