- Мера пресечения в виде заключения под стражу, вызывает большой общественный резонанс, - заявила корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко, поэтому следствие внимательно следит за этими данными.
По словам представителя следственного ведомства, их анализ практики арестов "позволил выявить некоторые тенденции и закономерности". Главная из них такая - отправлять в СИЗО своих подследственных СКР стал реже. За последние 11 лет число обвиняемых под стражей значительно сократилось: если в 2006 году по делам, направленным в суд следователями прокуратуры, под стражей сидело более 25 процентов всех обвиняемых, то в 2017 году арестовано менее 20 процентов граждан, проходящим по делам Следственного комитета.
Знают в СК и мнение некоторой части общественности, что если у нас кого-то взяли, то точно не выпустят. Это аргумент в пользу довода, что у нас суды редко оправдывают людей и, если дело дошло до суда, то приговор будет обвинительным в 99 процентов случаев.
По мнению Светланы Петренко, сторонники такой версии не делают поправку на существующую в России систему уголовного судопроизводства, которая предполагает проведение доследственной проверки. На этой стадии правоохранители имеют право отказать в возбуждении уголовного дела. Отсутствие же такой стадии в практике других стран "предполагает суд с высокой долей оправдательных приговоров".
В этом году судами было отклонено 6 процентов ходатайств следователей СК об аресте фигурантов уголовных дел. И это вполне нормальное правовое явление. По мнению СК оно свидетельствует об объективности. Кроме того невысокий процент отклоненных ходатайств говорит о высоком качестве направляемых в суд материалов следствия.
В анализе Следственный комитет напоминает, для чего нужен арест на время следствия - для обеспечения нормального хода расследования и "недопущении новых преступлений". Цифры таковы: в 2008 году в России более 17 тысяч человек, будучи под следствием, но не арестованными, совершили новые преступления. К 2016 году этот показатель удалось снизить более чем в три раза - 5697 случаев, - рассказала Петренко.
В последние годы стала активнее применяться и альтернативная мера пресечения - домашний арест. Если в 2008 году дома ждали суда 29 человек, то в 2016 году уже 2204 обвиняемых. Это два процента всех обвиняемых в совершении преступлений.
Еще одной, пока нехарактерной для отечественного законодательства, но действенной мерой пресечения, оказался залог.
Суд принимает решение о залоге, как правило, при отказе в ходатайстве следователя об избрании более жесткой меры пресечения. Но как показало обобщение следственной и судебной практики, часто именно следователи СК просят суд изменить другую меру пресечения на залог.
Ежегодно судом удовлетворяется от 50 до 100 ходатайств следователей о залоге. Эти цифры, по мнению представителя СКР, говорят о сформировавшейся практике взвешенного подхода к избранию следователями "процессуального принуждения" для подозреваемых и обвиняемых.