09.01.2018 21:00
    Поделиться

    Клиенты МФО смогут узнать о своих долгах в Интернете

    Микрофинансовые организации (МФО) с этого года обязаны записывать и хранить переговоры с клиентом фактически по всем каналам связи. Кроме того, в личном кабинете на сайте МФО заемщик сможет узнать все о своей задолженности перед кредитором.

    С 1 января вступили в силу отдельные требования базового стандарта по защите прав клиентов МФО. Его разработали сами участники рынка. Банк России утвердил базовый стандарт летом 2017 года. Положения документа обязательны к исполнению всеми МФО независимо от их членства в саморегулируемых организациях.

    Ключевые для заемщиков положения стандарта вступили в силу еще в 2017 году. Чтобы не допустить закредитованности клиента, документ ограничивает число микрозаймов, которые он может получить в одной МФО. Планка устанавливается на десяти микрокредитах в год (на срок до 30 дней). Продлить договор микрозайма можно будет максимум семь раз. С 1 января 2019 года эти требования ужесточатся: в одной МФО клиенту невозможно будет получить больше девяти займов в год, количество продлений договоров уменьшится до пяти. Эти правила не распространятся на POS-микрокредиты и на небольшие микрозаймы до трех тысяч рублей с коротким сроком возврата.

    Кроме того, микрокредиторы должны информировать клиентов о рисках и возможных негативных последствиях ненадлежащего исполнения договора займа. МФО в обязательном порядке оценят платежеспособность потенциального заемщика, выясняя у него цель получения микрокредита и источники дохода, за счет которых он будет расплачиваться по долгу.

    С января 2018 года эти правила начали применяться к POS-микрозаймам (то есть к займам на товар, работу или услугу). Как следует из стандарта, при обращении за таким займом МФО вправе установить особый порядок предоставления сведений о размере зарплаты заемщика, наличии иных источников дохода и денежных обязательствах получателя финансовой услуги. При этом микрокредиторы могут и не узнавать у клиента, берущего POS-заем, о конкретной цели его получения.

    Все разговоры по телефону между МФО и заемщиками должны обязательно записываться

    С 1 января стандарт также обязывает МФО записывать и хранить переговоры с клиентом фактически по всем каналам связи - стационарному и мобильному телефону, а также sms и переписку в Интернете. Такую информацию МФО будут хранить минимум полгода, а бумажную документацию, связанную с общением с клиентом, - не менее года. Отдельно оговаривается, что аудиозаписи подлежат все телефонные переговоры между кредитором и заемщиком.

    Одним из ключевых каналов взаимодействия между МФО и клиентом с 1 января становится личный кабинет заемщика на сайте кредитора (если договор о микрозайме предусматривает его создание). В личном кабинете клиенту должна быть доступна как минимум информация об индивидуальных условиях договора займа (изменения в нем также должны фиксироваться и в личном кабинете), а также график платежей по договору, структура и размер текущей задолженности заемщика.

    Положения стандарта ввели с нового года и некоторые изменения для работников МФО. Так, они должны пройти инструктаж и ознакомиться с нормативными правовыми актами и внутренней документацией компании по защите прав заемщиков. Повышать квалификацию (через плановый инструктаж) они будут не реже раза в год. Сотрудник МФО, не прошедший обучение, не сможет взаимодействовать непосредственно с клиентами без контроля работника, который такое обучение прошел.

    Поделиться