30.03.2018 17:09
    Поделиться

    Московский кинофестиваль перешел на весеннее время

    Впервые в этом году Московский кинофестиваль перешел на "спортивный режим", пошутила на пресс-конференции киносмотра его генеральный директор Наталья Семина. Это означает, что из-за совпадения дат с Чемпионатом мира по футболу, фестиваль "перешел на весеннее время" - впервые состоится не в июне, а в апреле. С 19 по 26 число. Конечно же, это повлияло и на программу 40-го юбилейного ММКФ. Однако самым парадоксальным образом. Поясним. Если ранее до Москвы доезжали картины после таких фестивалей, как, например, Каннский или "Трайбека", то из-за переноса дат в 2018-м это стало невозможным. При этом, по словам председателя отборочной комиссии ММКФ Андрея Плахова, "интересных предложений было больше, чем обычно, и труднее было выбирать".

    И это так - всем отечественным фестивалям еще предстоит столкнуться с тем, что нынешний год - весьма урожайный в плане кино и, в первую очередь, российского. А главный киносмотр страны почувствовал на себе это первым. "Места - мало. Фильмов - много", - таков был основной посыл на брифинге с представителями СМИ.

    Итак, что же отобрали для юбилейного ММКФ? Прежде всего, и наш фестиваль не остался в стороне от той тенденции, что выводит на первый план женскую тему. Две представительницы прекрасного пола, известные своими достижениями и сильными характерами, вошли в два основных жюри. Продюсер и режиссер Анна Меликян - в состав основного жюри ММКФ. Помимо нее, в нем также известный американский актер Джон Сэфидж (кстати, в российском фильме-рекордсмене "Движение вверх" он исполнил роль тренера американской сборной Генри Айба), итальянский продюсер Паоло дель Брокко, китайский режиссер Лян Цяо (по традиции ММКФ в судейскую коллегию входит победитель фестиваля прошлого года. А фильм "Хохлатый Ибис", снятый этим режиссером, как раз им и стал). Пятый член жюри пока еще неизвестен, его имя объявят накануне киносмотра. Руководитель "Мультимедиа Арт Музея", куратор многих громких выставок Ольга Свиблова вошла в состав жюри конкурса документального кино наряду с такими легендами кинематографии, как Лиз Макинтайр, директором фестиваля документального кино в Шеффилде, и Саулюсом Бержинисом, известным литовским кинематографистом.

    О гостях фестиваля на пресс-конференции пока не говорили. А вот конкурсные программы представили. Из основного конкурса уже известны 15 картин. Причем одна из них станет фильмом открытия. Это снятая турецким режиссером Ферзаном Озпетеком итальянская лента "Неаполь под пеленой", в которой сочетаются элементы мистики и эротики. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов подчеркнул, что в этом году много места в конкурсе уделено фильмам из стран СНГ, а также регионам. Как примеры - фильм копродукции Латвии, Литвы и Польши "С пеной у рта" (режиссер Янис Нордс), казахский "Ночной бог" (Адильхан Ержанов), узбекская "Стойкость" (Рашид Маликов), а также якутская лента "Царь-Птица" (Эдуард Новиков). Из конкурсной программы уже заранее специалисты выделяют фильм "Ню" - он представлен Россией, но его режиссер - 25-летняя китаянка Ян Гэ. География конкура, как обычно, широка. В нем есть и фильм "Гнев" Серджиу Трефо (копродукция Португалии, Франции и Бразилии), и турецкий "Халеф" (Мурат Дюзгюноглу), итальянско-французский "Ричард спускается в ад" (Роберт Торре), американский "Офелия" (Клэр Маккарти). В конкурсе, правда, нет ни одного британского фильма, но Кирилл Разлогов, который недавно вернулся из Лондона, где проходило большое культурное событие - эхо британо-российского кинофестиваля SIFFA - заверил, что политические причины тут не при чем. Загвоздка - в технических.

    Документальный конкурс 40-го ММКФ собрал самые "сливки" со всего мира, хотя фильмов-участников в нем меньше, чем обычно - всего семь. Зато среди них победитель "Санданса" этого года, швейцарско-российский "Генезис 2.0", а также картины из Южной Кореи ("Старый морпех"), Сербии ("Похвальное слово ничему" - аллюзия на Эразма Роттердамского с участием Игги Поппа), Германии ("Чистильщики"), Канады ("Мания"), Италии ("Хана"). И еще одна российская лента под рабочим названием "Russian HipHop Beef". Те же картины, что не уместились в конкурс, будут показаны в программе документального кино "Свободная мысль" - традиционно одной из самых сильных на фестивале.

    18 внеконкурсных программ юбилейного фестиваля снова приведут к большим сожалениям: за неделю невозможно пересмотреть все интересное. Что же они предлагают? В первую очередь, для тех, кто волнуется, что не увидит кинофильмов с Каннского кинофестиваля. Специальная программа "Две недели длинной в 50 лет" посвящена Каннскому "Двухнедельнику режиссеров". Ее директор на своем посту - последний год, и в программе собрано все лучшее, что было показано за 50 лет. Это фильмы Лючана Пинтилие, братьев Тавиани, Михаэля Ханеке, братьев Дарденн и других. Кроме того, эта программа посвящена памяти российского отборщика "Двухнедельника…" Игоря Гуськова, которого не стало в прошлом году.

    К юбилею ММКФ приурочена программа "Свои" - в ней будут показаны хиты Московского кинофестиваля разных лет. Картины Кшистофа Кислевського, Марины Разбежкиной, Асгара Фархади, Иштвана Сабо, Сергея Лобана и других режиссеров.

    Перед ММКФ сразу можно рекомендовать составлять список сенсаций из картин, разбросанных по разным программам, чтобы не пропустить ничего интересного. Так, в программе "Восемь с половиной фильмов" (куратор Петр Шепотинник) покажут картину Филиппа Грюнинга "Его брата зовут Роберт и он - идиот". В подборке "Фильмы, которых здесь не было" (Стас Тыркин) - скандальный фильм-победитель "Берлинале" этого года "Не прикасайся". В списке "Эйфории сопротивления" (Андрей Плахов) - "Три дня в Киброне" Эмили Атеф, "Барбара" Матье Альмарика, "Осел" Анатолия Васильева и так далее. Также в этом году будет программа "Бергман. Известный и неизвестный" - на нее стоит обратить особое внимание. И еще Кирилл Разлогов осуществил свою давнишнюю месту - посвятил специальную программу Брюсу Ли.

    Настоящей сенсацией этого фестиваля может стать программа "Русский след", куда традиционно входят мировые картины, где рассказывается о наших людях и разных обстоятельствах, в которых они находятся.

    "Мы всегда стояли на том, что наш фестиваль должен показывать самые сложные, противоречивые и спорные фильмы", - сказал, характеризуя программу "Русский след", Кирилл Разлогов, чем сразу же привлек к ней повышенное внимание СМИ.

    Поделиться