Под занавес на Московском кинофестивале в рамках внеконкурсной программы "8 ½ фильмов" состоялась премьера фильма венгерского режиссёра Корнела Мундруцо "Спутник Юпитера". Миграционные службы накрывают большую компанию сирийских беженцев на границе Венгрии. В одного из мигрантов пускает три пули начальник местной полиции. Но вместо того, чтобы сыграть в ящик, бедолага таинственным образом обретает способность левитировать. Эту странную особенность обнаруживает нечистый на руку врач, который решает использовать спасённого им из лап спецслужб парня в целях личного обогащения. Но со временем жулик начинает понимать, что летающий мигрант - нечто большее, чем просто человек с супергеройской способностью. Да ещё и отец у него был плотник…
Одно из главных открытий Каннского кинофестиваля последних лет, венгерский театральный актёр и режиссёр Корнел Мундруцо - личность необычайно талантливая и амбициозная. В начале карьеры он снимался у легендарного Миклоша Янчо, поставил множество сложнейших произведений на сцене (например, "Бесчестье" Кутзее) и снял несколько фильмов, включая удивившего в 2014 году мировую общественность "Белого бога" (главный приз в "Особом взгляде" Канн).
Покорив Европу, Мундруцо вслед за другим венгром Нимродом Анталом нацелился на Голливуд. И в этих целях снял философский блокбастер, где он основательно препарирует Европу, вытаскивая наружу её болезни, одной из которых является, конечно, проблема мигрантов. И делает это с лицом крайне ответственного интерна, впервые попавшего на операцию по пересадке сердца.
К сожалению, получилось несколько популяризаторское и конформистское кино. Магический реализм "Спутника Юпитера" служит образным средством для разговора о Европе, которая теряет свою гордость и величие, размениваясь на точечные уколы в виде облав в зонах скопления беженцев. Эту очень непростую и требующую дотошного анализа тему Мундруцо сводит к односложной истории про супергероя-ангела, которым оказывается обыкновенный мигрант. Хотя по факту он является скорее эдаким переходящим кубком. Им хотят "обладать" и главный герой в лице недобросовестного доктора (его роль неожиданно исполняет грузинский актёр Мераб Нинидзе), и антагонист в лице офицера, стрелявшего в беженца. Как будто "злое добро" и "доброе зло" гоняются за макгаффином, что должен изменить всё.
И если отбросить в сторону зрелищную постановку (несколько сцен сняты одним кадром с применением сложной хореографии), то получается пустоватая картина, что напоминает клетку, в которую режиссёр запихал диковинного зверя, и ему категорически тесно в ней. Упираясь в блокбастерную одномерность понятий "добро - зло", Мундруцо словно делает собственный режиссёрский шоурил для Голливуда, упрощая серьёзную проблему до пространных размытых аллюзий ради зрелищной перестрелки в конце.
Собственно, дело сделано: сейчас Мундруцо занят съёмками фантастического фильма "Глубже" с Брэдли Купером и Галь Гадот. А беженцы продолжают наводнять "спутник Юпитера" (ведь одна из его лун как раз носит название Европа), давая богатый материал режиссёрам-конформистам, которого хватит ещё не на одно такое кино.