10.05.2018 19:48
Поделиться

В России стартовал прокат фильма о создательнице "Франкенштейна"

Мировая премьера фильма женщины-режиссера из Саудовской Аравии Хайфы Аль-Мансур "Мэри Шелли" состоялась в сентябре 2017 года на Международном кинофестивале в Торонто (TIFF). Принят этот полнометражный дебют, поднимающий актуальную тему о женских правах, в Канаде был хорошо, и вот спустя полгода картина добралась и до России.

Кстати, Хайфа Аль-Мансур приобрела известность еще в 2012 году, когда ее дебютная картина "Ваджда", полностью снятая в Саудовской Аравии, - получила несколько наград на Венецианском кинофестивале и стала первым в истории фильмом из Саудовской Аравии, номинированным на премию "Оскар".

Для проката название ее новой картины было адаптировано, и - признаем - не самым лучшим образом. "Красавица для чудовища" - под таким названием можно найти картину "Мэри Шелли" в российских афишах, и тут зрителям понадобится напрячь фантазию, чтобы не перепутать с известным произведением "Красавица и чудовище", на что, собственно, и рассчитывают прокатчики. Ибо большую кассу эта костюмная драма, посвященная когда-то хорошо известной английской писательнице XIX века соберет вряд ли.

Для большей прибыли в первую очередь, на главную роль в картине была привлечена звезда "Малефисенты", "Рокового искушения", "Неонового демона", "Трамбо" и других фильмов юная Эль Фэннинг. Но тут случилось яркое перерождение. По сути, начинающей актрисе удалось проникнуться образом 18-летней Мэри Шелли настолько, что она сама получила удовольствие и размах для игры, гораздо большие, чем в коммерческих блокбастерах. Эль Фэннинг доказала, что может быть в кадре не просто хрупкой фарфоровой "белоснежкой", но человеком со стержнем, принимающим решения, порой не соответствующие ее юному возрасту.

Как из измученной страданиями женской души рождается поэтический образ монстра Франкенштейна - вот основная линия картины "Красавица для чудовища". Талантливой девочке выпала непростая судьба. Мать умерла рано. Волей обстоятельств мать Мэри Уолстонкрафт Годвин (девичья фамилия писательницы) была борцом за права женщин, что передалось дочери по наследству.

Не в силах совладать с непростым ребенком, отец и его новая жена отправляют ее подальше от дома набираться ума. И тут случается ее встреча со вторым претендентом на роль "чудовища" в ее жизни - поэтом Перси Бишем Шелли.

Актеру Дугласу Буту (удивительно похожему на нашего Риналя Мухаметова или наоборот) удалось создать образ талантливого красавца-революционера, с лихорадочным блеском в глазах, при виде которого женщины теряли головы. Он был женат, у него был ребенок, но строптивую Мэри это не остановило - она пошла на все, включая разрыв с отцом, чтобы реализовать свое право на свободную любовь. Маленькая квартира, бедность, необходимость приютить у себя сводную сестру... Молодости все нипочем. Пока не наступают сложные обстоятельства, которые заставляют девушку быстро взрослеть.

"Отцом" Франкенштейна, как произведения, в фильме невольно становится Лорд Байрон. Именно по его задумке молодые люди затеяли игру в привидения, что натолкнуло Мэри на идею будущей книги. Байрон - гуляка, повеса, бабник - таким его изобразил актер Том Стерридж. Никакого холодного красавца, изгнанника, "гонимого миром странника", в соответствие со строчкой Пушкина, лорда Байрона тут нет. Есть повеса с неизменной бутылкой в руке.

Но Мэри Шелли ждет еще одно испытание - невозможность в силу дискриминации женщин в английском обществе XIX века подписывать собственные книги своим именем. Все это закаляет простую девушку, буквально выросшую в книжном магазине, и превращает ее в одну из известных и влиятельных фигур своего времени.