В прокат выходит голливудский триллер о России "Красный воробей"

Фильм "Красный воробей" режиссера Фрэнсиса Лоуренса в российский прокат выходит 31 мая - почти на два месяца позже мирового, так что слухи о фильме, который снят о России и во многом для России, уже давно к нам просочились. Теперь можно и посмотреть самим, и дать свою оценку. Самым дотошным - даже сравнить с  книгой, по которой этот шпионский триллер снят - одноимённый роман Джейсона Мэттьюса.

Автор 33 года проработал в ЦРУ и, выйдя на пенсию, стал сочинять романы, равняясь на Джона Ле Карре и Яна Флеминга. "Красный воробей" был опубликован в 2013 году, стал бестселлером и положил начало трилогии: вторая книга - Palace of Treason, и третья - The Kremlin’s Candidate. Экранизации, скорее всего, также последуют.

В фильме "Красный воробей" нельзя верить никому и ничему. Ни сценаристам, ни артистам, ни их персонажам. Ни тем, кто за ними стоит. Камере - и той верить нельзя. Она показывает нам одно, а на самом деле все оказывается совершенно по-другому. Все это приводит к тому, что каждый поступок в фильме "Красный воробей" способен истолковываться двояко - он может говорить как в пользу персонажа, так и против него. И не то что до конца картины, но и после просмотра, трудно понять, кто какую игру ведет. "Твоя новая знакомая из "воробьев"? Тогда нельзя верить ни одному ее слову", - говорит главному герою, агенту американской разведки Нейту Нэшу, которого играет Джоэл Эджертон, его коллега, другой оперативник ЦРУ. Это распространяется на все увиденное.

При просмотре фильма "Красный воробей" вспоминается картина "Красная жара" - та самая, где Арнольд Шварценеггер сыграл капитана советской милиции Ивана Данко. И почему-то "перекличка" между картинами чувствуется. В "Красной жаре" сотрудника советского консульства играл советский же актер Савелий Крамаров. В "Красном воробье" практически нет российских актеров. А есть Сергей Полунин, глядя на которого отмечаешь, что он променял невероятную карьеру танцовщика, на несопоставимую по масштабу карьеру киноартиста. Документальный фильм "Танцовщик" об его личной судьбе - исключение, но, если Полунин сыграет в кино что-то равнозначное тому, что он сделал в балете ,- это будет повод выпить шампанского из своей туфельки. В "Красном воробье" Полунин выступает в роли балетного солиста, который танцует в паре с главной героиней Вероникой Егоровой. Дженифер Лоуренс три месяца брала у одного из ведущих американских хореографов для этой роли уроки балета.

"Вы танцевали для них, потому что вам позволено", - скажет ей ближе к концу фильма идеологический противник о власть имущих в России. Но в начале картины она царит на сцене Большого театра (снимали его, кстати, в Оперном театре Будапешта). Интриги, которые выльются в историю чем-то похожую на ту, что произошла в реальности с Сергеем Филиным, прервут балетную карьеру красавицы-примы, и тогда могущественный дядя Ваня - Иван Егоров, отдаст племянницу в секретную школу подготовки молодых кадров для разведки, где готовят "воробьев". "Школа шлюх" - так охарактеризует ее дяде Ване впоследствии в фильме Вероника. Глава школы Анна или Матрона - ее играет Шарлотта Рэмплинг, которая словно создана в ее теперешнем возрасте для таких ролей, первым делом скажет ученикам о том, что холодная война и не прекращалась. Она лишь временно распалась, но к ней нужно быть готовым всегда. И племянница, обучившись мастерству суперагента, окажется странным образом похожа на своего дядю. Сам же дядя Ваня - высокопоставленное лицо в Службе Внешней Разведки, сыгран Маттиасом Шонартсом.

Он готов подставить и подложить свою племянницу куда угодно, она готова ответить ему тем же. "Каждый человек - это несобранный пазл - найти того, чего ему не хватает", - учила героиня Шарлотты Рэмплинг в школе "воробьев". Родственники - родные люди - применяют эту тактику и друг к другу.

С режиссером-однофамильцем Фрэнсисом Лоуренсом, Дженнифер Лоуренс прошла все три части франшизы "Голодные игры". И нет-нет да и вспомнишь ее Китнисс Эвердин при просмотре "Красного воробья". "Правда заключается в том, что Веронику учили использовать свое тело, а она предпочитала использовать ум", - говорит о своей героине Дженнифер Лоуренс. Китнисс, как помнит зритель, также весьма неглупа, и в ней тоже чувствуется огромная сила. Однако еще сильнее, чем главные герои, в картине привлекает внимание "оскароносный" Джереми Айронс, который сыграл заслуженного генерала СВР Корчного.

Если Айронс присутвует в фильме - от него никогда нельзя оторвать глаз. Но тут из него получился такой же русский "спецслужбист", как Россия, снятая в Будапеште и Бухаресте. Иногда кажется, что "Красный воробей" действительно о России, но чаще - что все происходит в какой-то придуманной стране, где в "казенном доме" на берегу некоей абстрактной реки Волги готовят опытных шпионок-соблазнительниц. Сюжет действительно соблазняет и привлекает. Шпионский триллер с элементами эротики - очень интересный жанр. Но понять Россию - хотя бы, как это происходит у Чехова, авторам все же не удалось. Их "Дядя Ваня" затянут и беспощаден. История эротики берет верх над историей любви, политические реалии вмешиваются во все и смотрятся карикатурно. Можно вспомнить фразу чеховского героя "Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг", но раскроет ли она отношения между русской героиней Дженнифер Лоуренс и американцем в исполнении Джоэла Эджертона? Из фильма "Красный воробей" понять это нельзя. И одна из причин - в этой картине нельзя верить ничему.

Прямая речь

Фрэнсис Лоуренс, режиссер:

Мы никогда не планировали снять эротический триллер или пощекотать нервы, но содержание должно было соответствовать сюжету и необходимости выбора, который делает наша героиня, и мы очень осторожно выстраивали сцены, где присутствует секс или насилие, чтобы определить правильную тональность.