04.07.2018 21:38
Поделиться

Социологи выяснили, почему в России расширяются территории трезвости

Снижение уровня потребления алкоголя в России фиксируется разными социологическими службами уже на протяжении нескольких лет. Пить мы стали меньше совсем не намного, но тенденция заслуживает изучения. Тем более что отказ от водки на местном уровне происходит разными способами, в том числе и стихийно.

Исследовательская группа ЦИРКОН провела разбор наиболее радикальной практики в области борьбы с алкоголизмом - введение территорий трезвости.

И не курят, и не пьют

Социологи провели полевые исследования в трех регионах: в селе Дубровка Оренбургской области, Боочи (Республика Алтай) и Бясь-Кюель (Горный улус, Якутия).

Выяснили любопытные вещи. Например, в оренбургской Дубровке проживают 390 человек, в основном старше 40. На все село один магазин, где нет ни сигарет, ни алкоголя. Хотя здесь никто не слышал ни про конкурс "Трезвое село", ни про общества трезвости. А пьющих всего 1-2 человека на всю Дубровку. Как отмечено в результатах исследования: "Особенностью практик коллективного отказа от алкоголя в селе Дубровка является отсутствие как такового намеренного коллективного отказа". Почему же не пьют?

Между прочим, после Великой Отечественной войны в селе пили. И в советское время - тоже. В 50-е Дубровку признали неперспективной, люди стали разъезжаться, некоторые спились окончательно. Затем в село приехала многодетная семья, где алкоголь был не в почете. Со временем непьющих становилось все больше и больше. Научным языком: "Жители не употребляют алкоголь исходя из личной мотивации, возникшей под влиянием полувекового порядка". Можно и проще: отвыкли.

А в местном магазине водки нет не потому, что запрещено ею торговать. Отсутствует спрос.

Женский обком действует

Алтайский опыт: село Боочи в 13 км от Чуйского тракта в Онгудайском районе. В селе 300 человек и солидная история "трезвости": Боочи отказалось от водки еще во время горбачевской антиалкогольной кампании.

Особую роль в установлении территории трезвости сыграла глава местной администрации, которая занимает данный пост и сегодня. Да и сейчас тон задают боочинские женщины: действует совет села, состоящий из "координаторов", которых выбирают из школьных педагогов, сотрудниц клуба и библиотеки.

Единственный продмаг Боочи расположен напротив школы, т.е. попадает в зону действия общефедерального запрета на продажу спиртного и сигарет. Поэтому более показательна ситуация с магазинами соседнего села Кулада - они вдалеке от школы, однако также не торгуют алкоголем.

В алтайском селе на битву с водкой пошли женщины. И - победили. Хотя по праздникам победительницы родным и близким по рюмке наливают

Алкоголь здесь не находится под запретом буквально. Бутылка вина или водки на столе не редкость и отнюдь не скандал. На фотографиях праздников в сельском клубе "боевые сто грамм" имеются на столе ветеранов в День Победы. И даже на женском столе на 8 Марта. Почетных гостей угощают местным самогоном - араком.

Однако пьющих компаний в этих селах вы не найдете. В ходе экспедиции социологи встретили лишь одного пьяного пенсионера.

А перед большими праздниками, такими как Новый год, все-таки появляется возможность купить некоторые алкогольные напитки и в своих магазинах. Правда, сельчане признались социологам, что продают алкоголь не всем, а только женщинам. Они надежны: по выражению местных - "не запиваются".

Факторов, которые сделали алтайское село трезвым, немало. От "генетических страхов" (неспособность организма алтайца справиться с алкоголем) и хорошего имиджа села до всем понятного желания воспитать здоровых детей. Но все-таки ключевая слагаемая успеха: битву с водкой возглавили женщины. И - победили. Хотя родным и близким по праздникам победительницы наливают.

Но только по очень большим праздникам, а главное - в меру.

Получи и распишись

Другая история - якутское Бясь-Кюель. Здесь жители не пьют из более прагматичных соображений. Не пьешь - лучше живешь. Администрация доплачивает за проведение безалкогольных праздников - свадьбы, юбилея или новоселья - от пяти до 20 тыс. рублей. Плюс - отсутствие расходов на спиртное. В сумме выгода получается ощутимая.

Как здесь доказывают, что свадьба была "сухой"? Перед свадьбой подается заявка в администрацию, а застолье снимается на видео. По местным обычаям принято звать по 100-200 человек (это при том, что в селе проживают 722 человека!). Если алкоголь на стол подадут, то это никак не скроешь.

Еще одним моральным стимулом к трезвости стал новый формат местных праздников. День охотника, День матери и День отца отмечают тоже без алкоголя.

Ил Тумэн (Госсобрание Республики Саха) издал закон, по которому органы местного самоуправления могут выступать с законодательной инициативой по ограничению продажи алкоголя на своей территории. Как результат: в Бясь-Кюеле имеется пять продуктовых магазинов, но водки, пива и вина на их прилавках вы не увидите.

Всего 182 якутских села уже вошли в территорию трезвости, а антиалкогольные меры поддерживают 66% населения республики.

От первого лица

Игорь Задорин - руководитель научно-исследовательской работы "Территории трезвости", организатор Исследовательской группы ЦИРКОН.

Игорь Вениаминович, деревня захотела войти в "территорию трезвости". С чего начинать? Проводить сход? Просить помощи властей?

Игорь Задорин: Прежде чем проводить сход, нужно собрать инициативную группу, которая в течение определенного времени (и, возможно, не очень короткого времени) проведет подготовительную работу. Сначала нужно проверить, как эта идея воспринимается всеми жителями села. Дело в том, что если сход не поддержит идею трезвости, то есть риск, что этот вопрос будет отложен надолго. И никакие апелляции к властям тогда уже не помогут. Сход - это кульминационный момент коллективного решения, и его надо тщательно готовить. Если нет уверенности, что большинство вас поддержит, то созывать сход не рекомендуется.

Если местные власти обеспокоены степенью алкоголизации населения, но на местах инициативы никто не проявляет - тогда что?

Игорь Задорин: Убеждать, приводить примеры того, как люди живут в непьющих селах.

Представим ситуацию: деревня спивается, противников пьянства нет. Нужны радикальные меры...

Игорь Задорин: Все-таки лучше - через меры убеждения. Навязывание трезвости сверху воспринимается как ограничение прав и будет встречать противодействие. Напротив, если это добровольный процесс, то большинство примет правила игры, которые они сами и выработали.

Материальные стимулы, в частности, доплаты за безалкогольные свадьбы - регионы потянут такие расходы, особенно дотационные регионы?

Игорь Задорин: С такими стимулами надо бы поосторожнее. Лично я сомневаюсь, что такого рода материальная поддержка со стороны муниципальных или государственных органов власти будет позитивно оценена всеми. Может оказаться, что люди решившие провести, например, безалкогольную свадьбу и получившие за это премию, могут быть подвержены общественной обструкции. Если кто-то проводит свадьбу без алкоголя, то это демонстрация личной позиции. А если он получает деньги, то многие скажут: да все понятно, заработать решили. И вообще, ситуация, когда тебе платят за то, что ты не пьешь, - сомнительная. В целом такие материальные стимулы могут иметь место, но только как дополнение к другим мерам. Будет лучше, если материальную поддержку получат общественные объединения и организации для продвижения идей трезвости.

Вот в каком-то селе запретили продажу алкоголя. А кто-то из деревенских взял и стал варить самогон. По закону изготовление самогона "для себя" не запрещено. И что делать?

Игорь Задорин: Закон разрешает варить только для личного потребления. Как только кто-то попытается продать в селе алкоголь, то он нарушает закон. Со всеми вытекающими. Это уже прерогатива полиции. В селе ни от кого ничего не утаишь. Участковый обязан такие вещи контролировать.

В России официально 2,6 млн алкоголиков. Экспертная оценка - 5 млн. Вы какой цифре больше доверяете?

Игорь Задорин: Боюсь, что все-таки не меньше 5 миллионов. Проблема острая, откладывать ее решение нельзя.