Фильм как раз и начинается с единственной в нем постельной сцены - жаркой, которая может быть только на юге Франции в разгар лета, где и происходит действие. И это сразу же должно задать настроение - расслабляемся и отдыхаем, веселимся (эти слова будут произнесены в фильме много-много раз). Однако если бы в начале на экране не возникли цитаты-эпиграфы из Библии и Корана, словно сразу поясняя, что автор хочет нам сказать нечто большее и претендует на то, чтобы возвысить историю, никто так бы и не понял, что фильм не так прост, как кажется на первый взгляд. Эпиграфы напоминают нам о том, что "Бог есть свет". А полное название картины "Мектуб, моя любовь. Песнь первая" появляется только в конце, подтверждая глубокие намерения режиссера. Да и само слово "мектуб" - не такое уж и простое: оно обозначает предназначение человека, его фатум, рок, судьбу.
Кешиш подобрал для фильма очень красивых молодых артистов (почти все - дебютанты). Практически боги и богини (режиссер взывает в фильме много раз к живописи и, например, говоря о красавице, сравнивает ее с женщинами на полотнах Ренуара) разных национальностей, цветов кожи, привычек и традиций, воспитания и отношения к самому личному. Каникулы, лето, зной... Им только и нужно, что отдыхать и веселиться, беспечно проводя время. В фильме почти непрерывно пьют, танцуют, смеются, флиртуют, болтают, вроде бы произнося абсолютно неважные вещи. Это - юг. Там где северяне промолчат, тут будут все проговаривать с постоянной улыбкой на лице. Слушать этот эмоциональный щебет в какой-то момент фильма может стать даже невыносимым, если не задуматься над тем, что за ним стоит. А стоят - вечные проблемы - влюбленность и честолюбие, ревность и зависть, желание завоевать и повелевать, и при этом оторваться так, словно это - последние каникулы в жизни. Успеть ухватить свое время так, словно конец света где-то рядом.
Зритель узнает через эти фразочки и любезности судьбу каждого героя. Все сокровенные подробности. При этом он смотрит на этот мир по принципу наблюдение за наблюдателем. Глазами юноши Амина, который еще не определился в жизни. Бросил медицинский и хочет фотографировать и снимать кино по собственному сценарию. Для него все вокруг - это кино. Амин - альтер-эго Абделатифа Кешиша - приехал из Парижа домой к маме в небольшое пляжное местечко Сет на каникулы. Все происходит в 1994 году. Тут - родня, большая семья. Между всеми - отношения. Главная героиня Офели - якобы девушка невидимого в кадре Клемана, который служит в армии, но при этом жаркие и тайные отношения связывают ее с Тони. Постоянного и серьезного счастья с Тони этим желать нельзя, потому что он хочет всех женщин и сразу. И отец его - таков. И мать развелась с ним из-за этого. Взгляд матери насторожен - она хочет для сына счастья, но понимает, что отцовские гены значат гораздо больше, чем ее желания. Тони морочит головы нескольким девчонкам сразу. Как раз такие две приезжают на каникулы из Ниццы. Шатенка Шарлотта и блондинка Селин. Но только планы у девушек разные. Одна хочет испытать серьезное чувство и построить отношения, другая - просто погулять. Тони - брат Амина, а тут еще есть и молодая красивая тетя со своим женихом и дядя, которому нравится девушка из Ниццы - та, которая блондинка и танцовщица. А ей - Селин - нравятся и мужчины, и женщины, и она хочет испробовать все, прежде, чем определиться с выбором. Вся компания ведет, как кажется, довольно праздный образ жизни и никто не хочет работать. И мать Тони, и мать Амина упрекают мужчин и сыновей: в семейном ресторане много работы, да только делать ее некому - только им, женщинам. У других - утром и вечером - купание, ночью - вечеринки. Много солнца, воды и еды... Тайны, сплетни и обсуждения - кто, как и с кем "отдохнул".
...В интернете какое-то время был популярен ролик, где показывалось, что происходит в человеческих телах в момент зачатия. Он весь был соткан из волшебных кадров, словно сама жизнь рассматривалась под микроскопом, с невероятно красивой музыкой, и, словно предупреждал: люди относитесь серьезно к тому что вы делаете - посмотрите, какова ваша природа, сколько придумано за вас, берегите чувства и тела. Свою судьбу. К этому ведет и режиссер Кешиш, в какой-то момент переводя молодое человеческое стадо (они и купаются все вместе, как лошади на закате) в стадо овец. Офели работает на ферме и в своих давних фотографиях Амин видел ее как непорочно зачавшую деву Марию, которая в хлеву родила младенца Иисуса. Офели - сама жизнь, сама земля с ее широкими бедрами, ей только рожать и рожать, само море, которое возбуждает и успокаивает, сама щедрость, которая не может отказать. Офели приводит Амина в загон и он остается на ночь, чтобы снять как проходят роды у овцы. Вот они - кадры фильма, которые могут шокировать, но при этом они - естественны и также отсылают к великим образцам не только живописи, но еще и музыки. И тут могут вспомниться слова классиков и мудрецов о всех сложностях любви. И тут вспомнится, что фильм Кешиша вдохновлен роман Франсуа Бегодо "Рана, настоящая".
Однако режиссер обрывает эту высокую картину в самый неподходящий момент - для того, чтобы предложить зрителю иную кульминацию - самую отвязную вечеринку, которая только может быть. Она такая же долгая, как откровенная сцена в фильме "Жизнь Адель". У зрителя к этой минуте уже буквально идет кругом голова, потому что наблюдать за такой вечеринкой совсем не то, что на ней зажигать. К тому же фильм к этому моменту уже переваливает за третий час. Зритель думает, что этот праздник жизни и есть финал. Но все совсем не так. Потому что настанет спокойное время. И та, которая в этом безумии и вакханалии выбрала свою дорогу достаточно настрадавшись, получит главный приз. И неизведанную дорогу выберет Амин. И продолжение последует в виде следующей "Песни второй" - также о любви. Только пока Кешиш не получил за фильм "Мектуб, моя любовь. Песнь первая" столько наград, чтобы было что выставить на аукцион.