23.07.2018 20:22
    Поделиться

    Где российские компании ищут топ-менеджеров

    Акционеры крупных российских компаний предпочитают переманивать кандидатов на ключевые топ-менеджерские позиции из других структур и даже отраслей. Доля управленцев, "выращенных" внутри самих корпораций, у нас значительно ниже, чем в мировой практике: 42 процента против 69. Такие данные содержатся в исследовании консалтинговой компании Odgers Berndtson (есть в распоряжении "РГ").

    Эксперты проанализировали карьерный путь почти 300 СЕО (англ. Chief executive officer - главный исполнительный директор) наиболее эффективных российских компаний. Оказалось, что каждый четвертый пришел на свою должность из другой отрасли. Это высокая цифра говорит о том, что знание рынка часто второстепенно. Наиболее характерный тренд - переход управленцев из государственной службы в финансовую отрасль или промышленность. По мнению авторов исследования, это объясняется тем, что крупные компании испытывают потребность в проверенных людях, которые имеют тесные связи с госструктурами и способны поддерживать и развивать контакты в новой должности.

    Абсолютное большинство исследуемых СЕО переходили на новую позицию с повышением (66%). То есть в наиболее эффективных бизнес-структурах нечасто переманивают состоявшихся топ-менеджеров, но охотно приглашают заместителей и руководителей направлений, предлагая им повышение.

    Чаще всего генеральными директорами становятся "продажники" и финансисты. Но есть любопытные нюансы. Инженеров среди ключевых управленцев больше, чем чиновников. Это может быть связано с растущим спросом на диджитализацию, полагают аналитики. Хотя промышленный сектор стоит особняком. Инженеров и финансистов среди топов здесь 16 и 10 процентов соответственно. Чиновники же на первом месте: 22 процента СЕО - выходцы из госсектора.

    В международных компаниях система планирования преемственности развита больше, чем в российских. Топ-менеджеры транснациональных компаний действительно чаще целенаправленно растят себе преемников в отличие от коллег из российского бизнеса, подтверждает Екатерина Третьякова из рекрутинговой компании Antal.

    По словам Натальи Курантовой, директора по работе с ключевыми клиентами Kelly Services, когда речь идет о кадровых вопросах, многое зависит от степени консервативности той или иной страны. "К примеру, немцы, финны или швейцарцы действительно предпочитают продвигать на ключевые позиции сотрудников, выросших непосредственно в компании. В других странах подход может быть более демократичным", - отмечает Курантова.

    В России тенденция на переманивание действительно есть. Она, по мнению эксперта, связана с появившимся запросом на ключевых менеджеров, которые могут не только эффективно управлять компанией, но благодаря более широкому опыту и знаниям могут предугадывать тренды и их развитие. "К тому же свежий человек, который не успел погрязнуть в корпоративной борьбе за сферы влияния, способен объективно оценить ситуацию в компании и больше готов на качественный рывок", - резюмирует Курантова.

    Поделиться