07.08.2018 20:25
    Поделиться

    Иран оказался в центре противостояния между США и ЕС

    Иран и его ядерная программа оказались в эпицентре беспрецедентного противостояния Старого и Нового Света. Власти США возобновили действие части санкций против Тегерана, включая ограничения на автомобильный сектор, торговые операции с золотом и другими ключевыми металлами. Вторая и наиболее болезненная волна санкций, которая направлена против экспорта нефти и финансового сектора Исламской Республики, возобновит действие с 5 ноября.

    Эта мера стала продолжением одностороннего решения Вашингтона о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана, которое было принято Белым домом в мае 2018 года без оглядки на мнение других подписантов. Дональд Трамп выдвинул Тегерану ряд условий для заключения новой сделки, которые многие аналитики назвали заведомо невыполнимыми. Пока же США стремятся изолировать иранцев в экономическом и торговом отношении, вновь вынудить иностранные компании уйти из этой страны. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини уже демонстративно заявила, что "Евросоюз будет поощрять компании для ведения бизнеса с Ираном в противовес рестрикциям Вашингтона", чтобы Тегеран не выходил из ядерной сделки.

    Позиция европейских лидеров по этому вопросу диаметрально противоположна американской и звучит в такт заявлениями Москвы и Пекина. Такими действиями европейские чиновники пытаются всерьез показать Вашингтону, что не являются его вассалами. Подобного бунта на борту американо-европейского альянса не было с 1996 года, когда Евросоюз отказался в полной мере поддержать санкции США против Ирана, Кубы и Ливии и принял блокирующий статут. Документ ограничивал ущерб для европейского бизнеса от американских рестрикций.

    Еврокомиссия в понедельник в совместном заявлении со странами "евротройки" раскритиковала Вашингтон, указав, что "СВПД обеспечивает мирный характер ядерной программы Ирана" и является "основой глобальной архитектуры ядерного нераспространения". Американцам напомнили, что "соблюдение сделки - это вопрос соблюдения международных договоренностей, что является основой мировой безопасности".

    В европейских столицах намерены оградить свои компании, ведущие "законный бизнес в Иране", от негативных последствий американских санкций. Для этого блокирующий статут от 1996 года обновили с учетом новых рестрикций США. Этот документ по сути аннулирует их действие на территории государств союза. Он запрещает европейским компаниям выполнять американские санкции, разрешает им получать в суде компенсацию за потери от действий США. Евросоюз также упростил порядок предоставления финансирования и гарантий Европейского инвестиционного банка для проектов в Иране. В Брюсселе намерены активизировать экономическое партнерство с Исламской Республикой и создать механизм для прямых платежей Центробанку Ирана в обход иностранных банков, что может стать шагом для отказа от доллара во взаиморасчетах.

    Бунта, подобного нынешнему, на борту американо-европейского альянса не было с 1996 года

    Причину такой реакции Старого Света ранее прямее всех озвучил глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, заявивший, что "европейцы не должны платить за выход США из сделки", которую Вашингтон сам же и подписывал.

    После заключения СВПД в 2015 году западные компании принялись активно осваивать перспективный иранский рынок. Наибольшую инициативу проявили фирмы из Франции. Авиагигант Airbus договорился о поставке Iran Air около 100 лайнеров на сумму 20 миллиардов долларов. Total подписала контракт о разработке месторождения "Южный Парс" на 5 миллиардов долларов, а Renault - о строительстве завода мощностью до 350 тысяч автомобилей в год. Не отставали немецкие предприниматели. Siemens получила контракт на модернизацию железных дорог в Иране и поставку 50 локомотивов. За год после подписания СВПД товарооборот Германии и Ирана вырос на 40 процентов. Вести бизнес с Тегераном начали и американские компании, включая Boeing и General Electric. Теперь из-за санкций США многие из этих контрактов и проектов оказались под вопросом. Меры ЕС, безусловно, смягчат последствия для Тегерана, но и давление США приносит свои плоды. Об отказе сотрудничать с Ираном объявили французские Peugeot и Total, немецкие Siemens и Wintershall, датская Maersk Tankers. Западные банки стали отказываться от финансирования проектов в Иране.

    Маневры Старого Света не оставили Вашингтон равнодушным. Трамп отступать не собирается и демонстрирует характерную для него жесткость. Во вторник посреди ночи хозяин Белого дома в своем "Твиттере" написал, что "любой, кто решится вести бизнес с Ираном, не сможет вести бизнес с США", выделив заглавными буквами частицу "не". С присущим американским лидерам миссионерством он заявил, что "просит о мире во всем мире". А высокопоставленный представитель администрации США отметил, что позиция Брюсселя Вашингтон "не беспокоит". По его словам, внимание следует обращать на исход западного бизнеса из Ирана, а не на решения европейских бюрократов.

    Взгляд из Тегерана

    В столице Ирана сдержанно отнеслись к решению Евросоюза блокировать на своей территории действие экстерриториальных санкций США. Власти Исламской Республики неоднократно заявляли, что ждут от европейцев конкретных шагов и выработку практических механизмов, которые позволят в рамках сохранения (СВПД) беспрепятственно продолжать работу европейских компаний на иранском рынке, а также обеспечат экономические интересы Ирана в Европе.

    Как заявил ранее в этой связи вице-президент страны по политическим вопросам Маджид Тахт-Раванчи, Евросоюзу следовало бы сразу после выхода США из соглашения по иранской ядерной программе разработать меры превентивного характера, а не дожидаться когда очередная волна американских санкций вступит в силу. По мнению иранского политика, медлительность ЕС в практической наполняемости ранее представленного Ирану пакета предложений, которые должны компенсировать ИРИ односторонний выход Вашингтона из СВПД, не отвечает интересам европейского бизнеса и Тегерана.

    "Мы не будем вести переговоры ради переговоров, ни с европейцами, ни с какой-либо другой стороной. Мы хотим, чтобы наши переговоры были целенаправленными и приносили конкретные результаты”, - сказал информагентству Tasnim вице-президент Ирана.

    Власти Исламской Республики на фоне ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране из-за санкционного давления США не собираются уповать лишь на решения европейских чиновников. Так, Центральный банк Ирана со вторника вводит новую валютную политику. Теперь курс иранского риала к доллару, который за последние месяцы упал почти в два раза, будет определяться в соответствии со ставками на вторичном рынке иностранной валюты. По словам главы иранского Центробанка Абдолнасера Хеммата, регулятор не будет самостоятельно устанавливать курс доллара. Кроме этого, новая политика предполагает отмену запрета на работу обменных пунктов и продажу в них иностранной валюты. Правда, размер транзакции будет ограничен 10 тысячами долларов. Власти также собираются снять ограничения на ввоз в ИРИ валюты и золота.

    Параллельно с экономическими мерами, которые, по замыслу правительства, должны исправить ситуацию в стране и ослабить давление Вашингтона, в Исламской Республике продолжается активная кампания по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями в финансовой и торгово-экономической сфере страны. Так, в минувшее воскресенье стало известно об аресте заместителя главы ЦБ Ирана по делам торговли иностранной валютой Ахмада Арагчи. Он был снят со своей должности и заключен под стражу по обвинению в спекуляциях на валютном рынке. В рамках этого дела арестованы еще четыре человека, имена которых пока не называются.
     

    Подготовил Станислав Хамдохов, Тегеран

    Мнение

    Раджаб Сафаров, директор Центра изучения современного Ирана:

    - Иран давно был готов к такому повороту событий и способен задействовать ресурсы, чтобы нивелировать негативные последствия санкций. Тем более что с США у иранцев давно нет почти никаких финансовых или товарных отношений. Однако иранский народ не верит, что Вашингтон ограничится нынешними рестрикциями. В планах США - задушить иранскую экономику, парализовав ее нефтегазовую систему, отключить от международной банковской системы. Вот такие санкции уже можно будет назвать калечащими. Если Иран отреагирует жестко, то США, Израиль и монархии Персидского залива станут делать все, чтобы обострить конфликт. Но вариант глобальной войны никому не нужен, поэтому Вашингтон будет давить на Тегеран, чтобы в последний момент предложить условия для мирного соглашения. Из Брюсселя уже прозвучал четкий сигнал: если европейские компании будут подвергаться санкциям, то правительства европейских стран готовы компенсировать им ущерб.

    Подготовил Константин Волков

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"