- Может, вы удивитесь, но одним из главных врагов дорог является воздух, - говорит ученый из Южно-Уральского госуниверситета. - Когда каток уплотняет дорогу, то он фактически утрамбовывает в нее воздух. Как следствие, в покрытии остаются поры. Вроде бы ну и что здесь такого? Какие-то пузырьки в мощном теле дороги. Но наука уже установила, что именно из-за них возникает пористость и идет быстрое разрушение полотна. Так "мелочь" становится, говоря образно, роковой.
Как же из дороги выпустить воздух? Кромской просчитывал самые разные варианты. Видел хитроумную установку, которая решила задачу с помощью вакуума и вибрации. Но в ней наворочено столько сложностей и она так медленно работает, что подходит только для очень ответственных операций, где за ценой не постоят. Скажем, в атомной промышленности для создания специальных бетонных оболочек. Но чтобы их выпустить на массовое и быстрое строительство дорог? Это нереально.
Решение пришло, как это и чаще всего бывает, совершенно неожиданно. Оно было настолько простым, что ученый сначала сам не поверил. "Я взял тяжелую плиту, один конец закрепил, другой оставил свободным и поставил углом к полотну дороги. Вот, собственно, и вся идея, - говорит он. - Установив такой рабочий механизм на асфальтоукладчике, вы давите на смесь такой плитой не вертикально, а под углом, выталкивая воздух из тела полотна к обочине. Это идея. Чтобы ее реализовать, потребовались различные инженерные решения. А в итоге на машину получен патент.
Испытания показали, что новый бетоноукладчик может работать с различным бетоном: от жидкого до труднодеформируемого твердого, на что существующая техника не способна, - говорит Кромской. - В отличие от нашего они работают только с теми типами бетона, которые содержат достаточное количество воды".
По словам автора, такая техника может не только прокладывать дороги, но и строить прочные плотины, а в принципе применяться везде, где нужно уплотнять разные сыпучие вещества. Машиной Кромского уже заинтересовались не только отечественные предприятия, но и зарубежные, в частности из Китая.