08.08.2018 20:07
    Поделиться

    В Швеции призвали запретить продажу игрушечного оружия

    Ассоциация продавцов детских игрушек Швеции призвала приостановить продажу игрушечного оружия, которое можно перепутать с реальным. Эта "настоятельная рекомендация" была вызвана трагическим происшествием: полицейские по ошибке застрелили молодого человека с синдромом Дауна и аутизмом, у которого с собой был ненастоящий автомат.

    Напомним, что в отделение шведской полиции поступило сообщение о подозрительном и якобы вооруженном молодом человеке, который прогуливался около четырех утра по центру Стокгольма. На место незамедлительно прибыло несколько нарядов полиции. Сначала полицейские потребовали, чтобы юноша остановился и бросил оружие, но 20-летний Эрик Торелл не подчинился. Тогда стражи порядка оценили ситуацию как угрожающую и открыли огонь. Молодой человек скончался от полученных ран. Оказалось, однако, что в руках у него было не реальное оружие, а игрушечный автомат. Как рассказала мать погибшего, ее сын ночью ушел без разрешения из квартиры. А из-за особенностей со здоровьем не сумел сориентироваться в экстренной ситуации.

    В прошлом году в Швеции после применения полицейскими служебного оружия скончался один человек. В этом году таких случаев стало больше: погибли уже семеро. Поэтому дело Эрика вызвало общественный резонанс. Глава Стокгольмской полиции Ульф Йоханссон назвал случившееся "ужасным событием". Он подчеркнул, что иногда сложные решения необходимо принимать всего за несколько секунд в неясных ситуациях. Полицейские утверждают, что убитый вел себя агрессивно, однако родители Эрика не верят, что их сын мог представлять угрозу для окружающих: по их словам, он вел себя как трехлетний ребенок и никогда никого не обижал. Женщина уточнила, что юноша даже не умел разговаривать. Прокуратура начала расследование о возможных нарушениях в действиях полицейских.

    Пока не ясно, ждет ли наказание полицейских, убивших бедного Эрика

    Согласно шведскому законодательству (как и в большинстве европейских государств) полицейские имеют право применять оружие только при исполнении служебного долга, когда существует "неизбежная необходимость преодолеть сопротивление, остановить насилие или предотвратить серьезное преступление". Если менее опасные методы "не подходят или показали свою неэффективность" и преступника невозможно остановить иным способом, полицейские могут стрелять.

    Инциденты со смертью подростков с игрушечным оружием от выстрелов полицейских уже случались. Самая резонансная страна в этом вопросе - США. По закону в Америке полицейский может открыть огонь, когда действия преступника угрожают его жизни и жизням окружающих. Уже после правомерность применения оружия в том или ином случае всегда рассматривает суд. Если выясняется, что полицейский не убедился в том, что перед ним действительно преступник, и выстрелил, то он должен расплатиться за такую "оплошность" тюремным сроком. Если же правомерность действий стража порядка удалось доказать, его могут даже наградить. Однако в действии эти правила далеко не так эффективны, как на бумаге. Один из самых громких скандалов произошел в 2014 году, когда полицейский выстрелил в 12-летнего Тамира Райса, который гулял в городском парке Кливленда, штат Огайо, с игрушечным пистолетом. Полицию вызвал прохожий, сказавший, что подросток пугает людей, размахивая оружием. Звонивший, однако, не единожды подчеркнул, что не знает, настоящий ли пистолет у мальчика. Полицейские не стали долго разбираться и сразу же открыли огонь, что подтверждает видео, которое быстро распространилось в интернете. От полученных ранений подросток скончался в больнице. В игрушечных пистолетах, которые продают в США, всегда есть специальная оранжевая вставка, которая и означает, что оружие ненастоящее. Но дети часто ее вытаскивают. Тамир Райс не стал исключением. При этом полицейские, застрелившие мальчика, подтвердили: ребенок даже не направлял муляж в их сторону. Общественное недовольство усиливал тот факт, что юноша был темнокожим. Полицейского, убившего Тамира, признали эмоционально нестабильным и неподходящим для службы и уволили. Однако тюремного срока он не получил.

    Другое происшествие случилось в 2013 году в штате Калифорния. Полицейского Эрика Джелхауса, убившего 13-летнего подростка Энди Лопеса с игрушечным автоматом Калашникова в руках, не просто не наказали, а даже попросили вернуться на работу. Находящиеся на дежурстве помощники шерифа, заметив юношу, приказали ему положить оружие на землю. В какой-то момент, по свидетельству офицеров, им показалось, что Лопес намеревался направить оружие на них. После этого Джелхаус произвел семь выстрелов, четыре из которых оказались смертельными. Несмотря на то что жители города требовали наказания для офицера, его адвокаты сумели доказать, что в решении стража порядка не было ошибок, и он действовал по инструкции. Подобные инциденты происходят по всему миру с изрядной периодичностью, хотя правомерность "огня на поражение" регулируется во всех странах. Понесут ли шведские полицейские в случае с Эриком Тореллом наказание за применение оружия, покажет ближайшее будущее.

    А как у нас

    Нормативные документы МВД прямо запрещают применять оружие и даже спецсредства - наручники, резиновые палки, газовые баллончики, электрошокеры - против несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов и пожилых людей. Исключение составляет явно выраженная смертельная опасность окружающим. Например, беременная женщина из автомата открыла огонь по прохожим. Или подросток достал гранату и приготовился ее взорвать.

    Но особенность российского правоприменения такова, что каждый выстрел полицейского будет изучаться прокуратурой буквально под микроскопом. У полицейского сразу изымается оружие и в отношении него начинается расследование. Поэтому российские полицейские предпочитают вообще не стрелять, чтобы не связываться с прокуратурой или Следственным комитетом - многие просто не верят, что их действия признают правомочными.

    В итоге полицейские либо вообще не сообщают о случившихся эксцессах, либо пытаются взять вооруженного преступника голыми руками и гибнут сами. В год в России убивают около четырех десятков сотрудников разных полицейских служб.

    Разумеется, сюжет, когда российскому полицейскому показался очень опасным человек с игрушечным пистолетом, и он его сразу же пристрелил, практически невозможен. Полицейский как минимум сделает предупредительный выстрел вверх. И у обладателя точной копии оружия есть возможность положить игрушку на землю и остаться не только невредимым, но и безнаказанным. За ношение игрушек у нас не сажают, а за недоразумение могут и извиниться.

    Зато нередки случаи, когда с помощью "предметов, похожих на пистолеты" совершаются ограбления прохожих, магазинов и даже отделений банков. Их обезвреживают уже спецназовцы Росгвардии - бойцы ОМОНа или СОБРа. А эти парни могут стрелять уже без предупреждения - по ситуации.

    Подготовил Михаил Фалалеев

    Поделиться