18.08.2018 10:00
    Поделиться

    В прокат вышел хоррор "Слендермен"

    Изнывающие от скуки школьницы из маленького провинциального города на вечеринке смотрят видео неопределенного содержания - на темном фоне там колышутся ветви деревьев и слышен какой-то неясный скрежет. В ту же ночь каждая из них видит один и тот же кошмарный сон, в котором фигурирует необычайно худой мужчина в деловом костюме. Когда одна из девушек исчезает, ее подруги выясняют, что посмотрели видео со Слендерменом - таинственным существом, которое проникает в мозг тинейджеров и либо сводит их с ума, либо похищает.

    Легенда о Слендермене - плод воображения интернет-пользователей почти десятилетней давности. Летом 2009 года создатели американского сетевого форума Something Awful объявили конкурс фотоснимков: на обычную карточку нужно было добавить что-нибудь пугающее и выходящее за рамки реального. Один из юзеров опубликовал два черно-белых снимка, в которых странное тощее существо, выглядящее как гибрид человека и дерева, тянет руки-ветви к маленькой девочке. Фото быстро обрело популярность среди других пользователей форума, которые придумали к карточке историю с более или менее развернутой мифологией. Существо назвали Слендерменом, он живет в лесу, с детства он был жертвой собственных родителей и одноклассников, а потому после смерти воскрес и принялся мстить юношам и девушкам, которым не повезло посмотреть вирусное видео с его участием.

    Кто именно на студии Sony придумал, что этот не самый выдающийся плод сетевой фантазии тинейджеров пригоден для создания фильма ужасов - бог весть. Видимо, развивающаяся интернет-культура, поглотившая внимание молодой аудитории, показалась кому-то из продюсеров достойной внимания. К тому же предприятие как видно из получившегося результата вышло не слишком дорогим& - тут никому не известные актрисы, актеры и режиссер пытаются в пяти декорациях разыграть типичную для жанра историю кошмара в провинциальном городке.

    Дешево снятый фильм отличают столь же дешевые художественные решения - диалоги явно писались на коленке, думать о логике событий никто и не собирался. Фильм довольно быстро начинает вызывать недоумение своей какой-то совсем уж незамутненной глупостью: его герои ведут себя так, будто живут в мире, где не было снято четыре "Крика", которые обстоятельно высмеяли все самые расхожие штампы подростковых хорроров. Все без исключения персонажи тут предстают настолько безнадежными идиотами, что под конец сложно удержаться от радости, наблюдая за планомерным уменьшением их количества. От этой радости отвлекают разве что надоедливые скримеры и бу-моменты - они настолько тривиальны, что напугать способны только совсем уж неопытного зрителя.

    На самом деле, из "Слендермена" вполне могло получится что-нибудь достойное, если бы все его создатели делали не просто бессмысленное упражнение в жанре, а попытались вложить в фильм хотя бы одну идею. В конце концов, история про злобное существо, захватывающее детский мозг и заставляющее бесследно исчезнуть, содержит в себе настолько очевидную метафору взросления и связанного с ним гормонального бунта, что мимо нее надо умудриться пройти. Тревога, связанная со скорым наступлением нового этапа жизни, утрата невинности - типичный мотив многих подростковых хорроров. Но в "Слендермене" отрабатываются не идеи, а технические приемы - поэтому ничего подобного вы здесь не увидите; фильм от первой до последней минуты хронометража (к счастью, небольшого, всего 90 минут) остается кладбищем упущенных возможностей для продюсеров и совершенно пустой тратой времени для всех остальных зрителей.

    На самом деле, перед нами очередное свидетельство кризиса студийного хоррора. Жанр почти всегда подпитывался идеями независимых производителей, которые неоднократно выводили его на новый уровень. Ровно то же самое происходит в наши дни - пока голливудские мейджоры штампуют мертвечину (мне таковой кажутся даже расхваленные "Оно" и "Тихое место"), куда более интересные вещи делают люди вне студийной системы. Подростковый хоррор - не исключение. Вместо "Слендермена" или не уступающего ему по степени идиотизма фильма "Правда или действие", выходившем в прокат ранее в этом году, куда разумнее посмотреть It follows 2014 года (российский прокатчик в свое время выпустил фильм под названием "Оно", что сейчас создает путаницу) - его создатели, по крайней мере, не держат аудиторию за дураков и не стесняются интересно говорить о проблемах и тайных страхах тинейджеров, не бросая мысль на полуслове.

    Поделиться