22.08.2018 19:47
    Поделиться

    Фестиваль Open Look в Петербурге прошел в переполненных залах

    Петербургский Open Look скроен по общей модели подобных российских фестивалей: он сочетает театральную программу с образовательными мастер-классами для танцовщиков, лекциями и дискуссиями. Но, вероятно, лидером и старожилом в жанре он стал благодаря умению его организаторов объединять постановщиков не только разных театральных поколений, но и порой диаметрально противоположных эстетических взглядов.

    Open Look возник в 1999 году и многие годы жил в условиях жесткой конкуренции: современный танец, прорвавшийся в Россию только после падения железного занавеса, переживал у нас невероятный взлет интереса и энтузиазма; компании, школы и фестивали возникали даже в самых "медвежьих углах". В Петербурге же современный танец поначалу чувствовал себя неуютно в конкуренции с великой традицией классического балета. И Open Look тогда был похож на собрания секты первых христиан - стойких, объединенных общей идеей, но, казалось, безжизненных в своей малочисленности. Сегодня в переполненных залах ТЮЗа имени Брянцева и на Новой сцене Александринского театра, с которыми много лет сотрудничает фестиваль, в это уже трудно поверить. Руководители Open Look Вадим и Наталья Каспаровы выстроили его вокруг своей школы "Каннон Данс", постепенно вырастив из ее воспитанников и отличную труппу, и компетентных, благодарных зрителей.

    Конечно, фестиваль по-прежнему знакомит Санкт-Петербург и Россию с тяжеловесами зарубежного современного танца. В этом году программа включала выступления Корейской национальной компании contemporary dance, израильской труппы Vertigo, дуэтов Meyer - Chaffaud из Нидерландов и Humanhood, представляющего Великобританию и Испанию. Открывавшие программу корейцы в спектакле с длинным названием "Рассуждения о "Весне священной". Образ розы" изящно соединили воспоминание о революционном взрыве в западной хореографии с многовековой восточной традицией, европейские батманы и кабриоли - с корейскими руками, обволакивающими и ни на мгновение не замирающими в статике. Израильтяне в своем "Рождении Феникса" позволили наслаждаться уникальным опытом представления во дворике Юсуповского дворца во время наступления еще светлой петербургской ночи, а Джулия Роберт Парес и Руди Коул, составляющие дуэт Humanhood, не стирая никаких границ между сценой и залом, в спектакле "Зеро" виртуозной работой с эмоциональными нарастаниями и угасаниями в хореографии добились единого дыхания со зрительным залом.

    Тем не менее, вопреки сложившимся традициями, кульминацией фестиваля стали все же не выступления зарубежных гостей, которых у нас традиционно воспринимают как наставников. В этом году Open Look не стал выделять отдельную резервацию для российского танца, а включил его в общую театральную программу фестиваля. При этом наряду с признанными грандами - Балетом "Москва" и Театром современного танца из Челябинска - пригласил постановщиков уже опытных, но еще молодых и не боящихся экспериментировать и рисковать.

    Фестиваль не стал выделять для российского танца отдельную резервацию

    Самым эффектным продуктом эксперимента стал спектакль "внейтрино" Олега Степанова, поставленный специально для Open Look в компании "Каннон Данс". Танцевавший в лучших российских и европейских компаниях Олег Степанов (сейчас он выступает в знаменитом Танцевальном театре Пины Бауш) позволил восьми артистам блеснуть мастерством в многочисленных соло, при этом четко выстроил каркас собственного режиссерского решения и массовые сцены.

    Еще одна первоклассная работа досталась "Каннон Дансу" от Ксении Михеевой. Ее танцевальная композиция "Гроза" по мотивам известной драмы Александра Островского умело манипулирует движением и статикой, танцем и бытовым жестом. В спектакле нет буквального пересказа хрестоматийного сюжета, но есть сгущающаяся атмосфера близкой трагедии и крах чувств.

    Не менее важной для поисков отечественного танца выглядит перформанс "Камилла", созданный хореографом и танцовщицей Анной Гарафеевой, композитором Алексеем Ретинским, сценографом Ксенией Перетрухиной и художником по свету Иваном Матисом. Почти час в пустом пространстве Ротонды библиотеки Маяковского Анна Гарафеева не просто удерживает внимание - она создает атмосферу трагедии, практически без поддержки внешних эффектов или вспомогательных предметов превращаясь в Камиллу Клодель, израненную, отважную, переживающую отчаяние и безысходность. Общее впечатление: есть основания для оптимизма. Зрители, плохо верившие в будущее российского современного танца, получили серьезную инъекцию его энергии и жизненной силы.

    Поделиться