19.09.2018 15:50
    Поделиться

    Проклятие спин-оффов "Заклятия"


    Франшизу "Заклятие", созданную знаковым для хоррор-индустрии демиургом Джеймсом Ваном ("Пила", "Астралы" и др.), ровной никак не назовешь, но закономерность ее культового статуса в рамках жанра едва ли кто-то поставит под сомнение. Новый фильм вселенной - очередной спин-офф основной дилогии (которая скоро станет трилогией) "Проклятие монахини" (в оригинале - просто The Nun) - в этом отношении можно считать своего рода образцовым примером. Он обладает и бесспорными достоинствами, выделяющими его на фоне монотонной массы картонных ужастиков, и характерными недостатками.

    Достоинства очевидны, это - густейшая атмосфера готического ужаса, эстетически выверенные съемки, по-настоящему жуткий грим и неплохой каст. И все это активно эксплуатировалось в рамках беспрецедентно масштабной и агрессивной пиар-кампании проекта. Она получилась более чем успешной, добившись рекордных для всей серии сборов и лидерства в американском прокате в первый уик-энд.

    Великолепный VR-ролик, похожий на компьютерную игру, крепкие трейлеры, резонансный скандал с блокировкой "слишком страшной" рекламы на YouTube привлекли должное внимание публики и грамотно выстроили вокруг ленты соответствующий антураж (а уж перформанс с косплеерами, устроенный российскими прокатчиками на предпремьерном показе, и вовсе должен войти в учебники).

    Однако вскоре после домашней премьеры сборы и рейтинги резко направились вниз (5,8 на IMDb и совсем печальные 27% "свежести" на Rotten Tomatoes), что тоже, в общем-то, закономерно: на фоне мастерски разогретого интереса разочарование становится особенно пронзительным. А разочаровываться есть в чем.

    Ван в судьбе своих детищ участие давно принимает лишь косвенное или частичное (оно и понятно - сейчас, например, Джеймс занят дисишным "Акваменом", не до хорроров ему), так что в режиссерском кресле оказался Корин Харди, ранее отметившийся корявенькой страшилкой про ирландских грибообразных гоблинов "Из тьмы". В этот раз к британцу особых вопросов нет - стандартным набором приемов, включая, разумеется, скримеры, он оперирует достаточно умело, а визуальная составляющая "Монахини" - подчеркнем еще раз, потому что она того стоит - замечательна.

    Изрядных размеров свинью Корину подложил сценарий, написанный самим Ваном и его давним соратником Гари Доберманом (новый вариант "Оно" Кинга; дилогия "Аннабель" - еще один спин-офф "Заклятий", еще менее удачный, что не помешает и ему вскоре обзавестись триквелом). Сюжет, повествующий о происхождении демона Валака, терроризировавшего героев второго "Заклятия" и явившегося в остроумном камео во второй "Аннабели", состряпан из клише и штампов, причем самых заезженных и идиотских.

    Священник с отягощающим душу прошлым (речь - вы не поверите - о неудачном сеансе экзорцизма, как будто зря "Изгоняющего дьявола" сливали), юная послушница Айрен и франкоканадский (это важно!) переселенец Френчи выясняют причины загадочной смерти монашки в католическом аббатстве, затерявшемся в трансильванской глуши.

    Демиан Бишир (засветился в "Омерзительной восьмерке"), Таисса Фармига (первый, третий и восьмой сезоны "Американской истории ужасов"; сестра Веры Фармиги из "Заклятий") и Йонас Блоке ("Малавита") отыгрывают на уровне, и не их вина в том, что герои порой ведут себя как полные кретины. Оправдать это отчасти может разве что время действия (середина XX века) и то, что они в жизни не видели ни одного фильма ужасов. Но мы-то видели - и смотреть на повторение ошибок персонажей древних слэшеров без смеха уже не можем.

    Как не можем без сожаления наблюдать за тем, как центральная интрига последних фильмов мира "Заклятия" (чем-чем, а непродуманностью не грешившего) сводится к абстрактному и банальному объяснению. И от мрачной красоты, которой это объяснение обставлено, сожаление только удваивается.

    3

    Поделиться