02.10.2018 15:31
    Поделиться

    Гендиректор Единой лиги Илона Корстин рассказала о новом сезоне

    Совсем немного времени остается до старта нового сезона баскетбольной Единой лиги, который станет юбилейным, десятым. О перспективах дальнейшего расширения, о привлечении болельщиков, о продаже медиаправ, о подготовке к Матчу всех звезд, а также о многом другом рассказала "РГ" генеральный директор лиги Илона Корстин.

    Готовится к старту юбилейный 10-й сезон Единой лиги ВТБ. Как проходила подготовка к нему?

    Илона Корстин: Стараемся сделать шаг вперед по многим направлениям. В данный момент мы делаем акцент на то, чтобы улучшить качество нашего судейства. Мы позиционируем Единую лигу как соревнования топ-уровня и понимаем, что судейство должно соответствовать. Совместно с главой судейского департамента ФИБА Даворином Накичем мы провели тренировочный лагерь для молодых судей, которые потенциально могли бы работать в нашем чемпионате. Буквально через день Лига, совместно с руководителем судейского департамента Евролиги, провела семинар для действующих судей, обсудив последние изменения в правилах баскетбола. Важно, чтобы судейство в Лиге ВТБ ничем не отличалось от работы рефери в других европейских турнирах. Я сама играла в чемпионате России и в еврокубках и знаю, как неудобно, когда уровень судейства разнится. Помимо этого, мы провели серьезную работу со спонсорами, подписали новые контракты, подтвердили бюджет на сезон. У нас появился новый спонсор - крупная букмекерская компания, с которой мы договорились сотрудничать на протяжении пяти сезонов. Естественно, мы следим за тем, что происходит с командами, как они меняются, каких новичков подписывают, но это все ответственность клубов. Юбилейный сезон важен для нас и, конечно, мы будем отмечать десятилетие. Главное событие - Матч всех звезд лиги. Было принято решение отказаться от формата "Финала четырех", потому будем делать акцент именно на Матче звезд.

    Пока нет официальной информации, но, по некоторым данным, Матч звезд в предстоящем сезоне пройдет в Москве. Можете ли это подтвердить?

    Илона Корстин: У нас есть несколько вариантов, Москва - один из приоритетных. Но подтвердить на сто процентов пока не могу, есть вещи, которые от нас не зависят.

    Москва имеет опыт проведения "Финала четырех" Евролиги и Единой лиги, теперь в столице может пройти Матч звезд. Какое из этих событий, на ваш взгляд, интереснее для зрителей?

    Илона Корстин: Для того, чтобы собрать полный зал, нужно провести очень большую работу. Необходима хорошая реклама, чтобы болельщики шли не только на баскетбол, но и на шоу. В Москве в принципе сложно проводить мероприятия, публика избалована. Один из критерием успеха Матча звезд является то, как нам удастся заполнить арену. В предыдущие два раза - в Сочи и в Санкт-Петербурге - нам это удавалось, надеюсь, получится и теперь.

    А чем можно привлечь избалованную публику?

    Илона Корстин: Например, два раза на Матчах звезд ведущим был Иван Ургант. Из приглашенных артистов в первый раз выступал рэпер L’One, во второй раз - Баста. В Петербурге у нас также выступал балет Бориса Эйфмана. Люди начинают нас узнавать. Один раз побывали на Матче звезд, один раз посмотрели по телевизору - им понравилось, и они уже ждут с нетерпением, потому что понимают, что это будет классно не только со спортивной точки зрения. Будем над этим работать. Есть время, есть много разных идей.

    В предстоящем сезоне в Единой лиге будет выступать новая команда - польская "Зелена-Гура". Как получилось, что к турниру присоединилась именно эта команда, каковы плюсы от ее участия?

    Илона Корстин: До этого у нас было 13 команд, нас многие осуждали, задавались вопросом, почему мы не хотим расширяться. Но делать это только ради расширения бессмысленно. Мы хотели взять команду, которая соответствовала бы уровню лиги, всем параметрам регламента, чтобы она была интересна другим участникам. Никому не нужна команда, которая заходит в лигу и всем проигрывает 20 очков. Мы должны были взять конкурентоспособный клуб, стабильный с финансовой точки зрения и способный провести сезон без сбоев.

    Значит, у поляков бюджет это позволяет?

    Илона Корстин: Да, позволяет. Команда играла в Евролиге, в Еврокубке, в соревнованиях ФИБА. В этом сезоне они сделали выбор в нашу пользу, и нам это очень приятно. У этого клуба есть все, чтобы быть стабильным участником Единой лиги, способным бороться за плей-офф и за высокие места. У них красивая и удобная арена на 5000 зрителей, она почти всегда полная. Есть группа болельщиков, которая создает праздничную атмосферу - приятно смотреть эти матчи как вживую, так и по телевизору. Мы вкладываем немало денег для производства телевизионной картинки высокого уровня, и для нас важно, чтобы зал был полным. У поляков всегда аншлаги, красивый зеленый фон - командных цветов. Думаю, что "Зелена-Гура" преподнесет немало сюрпризов. Кстати, мечта хозяина - обыграть ЦСКА. Ну а главная цель - попасть в плей-офф.

    С логистикой сложностей нет? Насколько удобно будет нашим командам добираться в Зелену-Гуру и наоборот?

    Илона Корстин: Этот город находится в двух часах езды от Берлина, куда есть очень много рейсов. А два часа на автобусе - это достаточно удобно. Бывает, что прилетишь в Москву и столько же времени простоишь в пробках, прежде чем попадешь домой. Это будет наш первый сезон с ними, мы рассчитываем на долгосрочные отношения.

    В каких еще странах могут быть команды, которые теоретически способны усилить Единую лигу в ближайшие годы? Есть ли планы расширяться за счет таких команд?

    Илона Корстин: Календарь европейского баскетбола перегружен. Ведь есть еще европейские соревнования, в которых параллельно участвуют наши команды. К тому же, ФИБА сделала окна для сборных в течение сезона. Я считают формат 14-ти команд идеальным, тем более, что расширяться просто нет возможности. Если будут интересные кандидаты, которые очень сильно будут хотеть попасть к нам, а какая-то из наших команд по тем или иным причинам не сможет продолжить выступление в Единой лиге, возможна рокировка.

    Вы упомянули про окна для сборных, которые делает ФИБА - но их не делает Евролига, из-за чего уже давно конфликтует с Международной федерацией. Это затрагивает и клубы. Какие вы видите пути решения этой проблемы?

    Илона Корстин: Это не наш конфликт, но страдают все, и мы в том числе. Стороны пытались договориться - не получилось. Теперь остается выяснять через суд, кто прав, а кто виноват. Но дело в суде уже больше года, и я думаю, что это затянется надолго. У нас хорошие отношения и с Евролигой, и с ФИБА. Мы уважаем календарь ФИБА, не играем в окна для сборных. С Евролигой мы тоже работаем в тесном контакте. У нас везде есть свои связи и свои интересы, которые мы защищаем. Мы не хотим ни с кем конфликтовать и ждем, когда они разберутся между собой.

    Возвращаясь к предстоящему сезону, расскажите, пожалуйста, о системе поощрения команд за работу с болельщиками. Я знаю, что Единая лига проводит "маркетинговый чемпионат" - в чем его суть?

    Илона Корстин: Те клубы, которые лучше работают с болельщиками и привлекают больше зрителей на трибуны, будут получать определенные бонусы- денежные вознаграждения. Мы выделяем отдельную сумму для того, чтобы стимулировать клубы привлекать болельщиков. Все взаимосвязано: мы боремся за то, чтобы у нас было высокое качество телевизионной картинки, а для этого нужно, чтобы трибуны были полными. Картинка нам нужна, чтобы продавать права на трансляции. В России, к сожалению, рынок этого не позволяет. "Матч ТВ" является монополистом, они не платят за права на наши трансляции. Но мы продаем эти права на третьи страны. А еще у нас есть договоренность с Матч ТВ - не ставить на федеральный эфир арены с пустыми трибунами, это негативно сказывается на имидже Лиги, и клубы должны это понимать.

    В четверг игроки "Химок" встречались с болельщиками. Как вам такой формат взаимодействия? Возможно, есть еще какие-то формы привлечения зрителей, которые, может быть, даже стоит внедрять искусственно?

    Илона Корстин: "Химки" не единственная команда в Лиге, которая проводит такие встречи. Я считаю, что это очень хорошая практика, болельщикам важно личное общение с игроками. Они равняются на баскетболистов, особенно молодое поколение, дети. Им важно сфотографироваться, выложить фото в соцсети, взять автограф, подержаться за руку. Я всегда за то, чтобы контакта было больше, клубам надо продолжать эту практику. Также существует множество способов сделать болельщиков частью игры - розыгрыш призов, конкурсы, различные активации. Болельщику важно участвовать в процессе. Конечно, создание шоу, приглашение известных артистов, тоже привлекает зрителей. Кроме того, болельщикам должно быть комфортно на арене, удобно до нее добираться, парковаться, чтобы можно было перекусить, зайти в магазины атрибутики. Программа серьезная и обширная, надо учитывать все детали. К сожалению, у нас не так много настоящих баскетбольных арен, это актуальная проблема. Для баскетбольных матчей используются хоккейные дворцы.

    Если говорить об удобстве, в том же Сочи во дворце "Большой" созданы отличные условия. Но не во всех городах есть возможность даже просто подъехать и припарковаться. Понятно, что решение этой проблемы - вопрос не одного дня и даже не года. Но в чем решение заключается?

    Илона Корстин: Идеальный вариант, который бы всех устроил - построить новые арены. Но кто их будет строить и на какие деньги? Если только в России пройдет чемпионат мира по баскетболу - тогда к нему построят новые стадионы, это было бы очень здорово. Чемпионат мира по футболу очень позитивно повлиял на имидж страны и всего нашего спорта. Болельщики были в восторге, все увидели, что мы умеем проводить соревнования такого уровня. Добиться проведения мирового первенства по баскетболу непросто - сначала надо выиграть конкурс у ФИБА. Говоря об аренах - да, можно получить чемпионат мира и к нему построить площадки. Либо в городах, где есть суперклубы, начать строить арены на спонсорские средства. Клубы каждый год тратят огромные деньги на контракты игроков, на поездки, на специалистов - все это сжигается за год. А если бы клубы ежегодно откладывали определенный процент, может, даже взяли бы кредит под арену, это была бы инвестиция в будущее. Пока всего этого нет, так что оптимальное решение - находить хоккейные арены и для топ-матчей переделывать их под баскетбольные.

    Но ведь это нормальная практика даже на Западе…

    Илона Корстин: Да, и в НБА такое происходит. На данный момент это самое простое решение.

    Не только чемпионат мира по футболу, но и Олимпиада в Сочи, международные турниры по разным видам спорта поспособствовали росту интереса к спорту у российской молодежи. А насколько вы ощущаете повышение внимания молодых ребят именно к баскетболу?

    Илона Корстин: Я считаю, что популярность того или иного вида спорта напрямую зависит от результатов сборной. Мы знаем историю футбольной национальной команды - когда в нее сначала никто не верил, а потом в нее влюбились и восславили. Теперь все болеют футболом, после ЧМ-2018 осталось наследие, стадионы. У нас же непростая ситуация со сборными, они не показывают результатов, которых мы ждем. Было время, когда я играла -и мужская и женская команда боролись за медали, а сейчас нас и близко к призовым местам нет. Это, конечно, разочарование. Единая лига занимается профессиональным мужским баскетболом, и все наши мероприятия направлены на то, чтобы сделать наш вид спорта более популярным. И интерес к нашему виду спорта растет, но это происходит не на пустом месте. Должны быть люди, и они слава богу есть, которые любят баскетбол и готовы вкладывать свои время, энергию, деньги.

    Каждый год есть команды, которые по определению являются фаворитами Единой лиги. Кто, на ваш взгляд, может составить им конкуренцию в новом сезоне?

    Илона Корстин: У нас есть пять сильных команд, претендующих на чемпионство - ЦСКА, "Химки", "Зенит", УНИКС, "Локомотив-Кубань". Эти клубы очень серьезно подходят к сезону, у них есть хороший бюджет, они набирают сильных игроков, хороших специалистов. В принципе, все матчи между этими пятью командами будут очень интересны. При этом, когда команда играет в двух турнирах, она не может стабильно выступать весь сезон, есть спады, усталость. В этом как раз шанс команд второго эшелона и аутсайдеров. К примеру, в прошлом сезоне "Химки" много раз проигрывали на выезде. Каждая команда в Лиге хочет побеждать, все борются за места и за премиальные.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"