07.10.2018 21:52
    Поделиться

    Барселона простится с Монтсеррат Кабалье

    Всегда веселая, шумная и мятежная Барселона застынет 8 октября в печали и трауре, провожая в последний путь свою великую дочь Монтсеррат Кабалье, чье уникальное сопрано стало одним из самых красивых символов оперного искусства. Сердце великой испанской певицы, чье полное имя Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк, перестало биться рано утром 6 октября в одной из клиник Барселоны. Ей было 85 лет.

    Последний раз великая Монтсеррат приезжала в Москву в июне 2018 года, уже отметив 85-летний юбилей. Тогда певица производила впечатление человека, безмерно уставшего, не могла ходить - на сцену Кремлевского дворца ее вывозили в кресле. И петь она тоже уже не могла. Но старалась много общаться с публикой и шутить. Казалось, синьора Кабалье знала, что приехала проститься с Россией...

    Монтсеррат появилась на свет в крайне бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Поэтому она уже с отрочества помогала родителям, сначала трудясь на ткацкой фабрике, затем в магазине и в швейной мастерской. И все это параллельно с получением образования и уроками музыки, французского и итальянского. Ради того, чтобы воплотить самую главную любовь своей жизни - к музыке.

    Слава пришла к ней в одночасье: в 1965 году, когда пришлось срочно заменять заболевшую примадонну Мэрлин Хорн в партии Лукреции Борджии в концертной версии одноименной оперы Доницетти на сцене "Карнеги-холла". Публика устроила певице двадцатиминутную овацию...

    Великолепная каталонка трудно шла к первому успеху. Как-то директор одного из оперных театров сказал Монтсеррат: "Езжайте, барышня, домой, вышивайте платочки и забудьте об опере...". Но получив заслуженное признание, она сделала за десятилетия своей карьеры для оперного искусства столько, что мало кто может сравниться с нею за всю 400-летнюю историю оперы - более сотни партий, около тысячи записей, оцененных несколькими наградами Grammy, и тысячи выступлений не только на лучших сценах мира.

    Но безграничная популярность, когда Кабалье начали узнавать даже те, для кого "опера" - это полицейские, настигла в тот момент, когда певица отважно вышла за пределы классической музыки - исполнила вместе с лидером группы Queen Фредди Меркьюри знаменитую "Барселону". "Фредди был очень хорошим музыкантом. Он хорошо играл на фортепиано и был хорошим композитором. Я действительно была счастлива работать с ним. И еще он был замечательным человеком. Единственное, о чем я очень жалею, что мне все-таки не удалось уговорить его вместе со мной выйти на оперную сцену", - вспоминала в нашем разговоре Кабалье.

    В последние годы жизнь будто мстила Монтсеррат за всемирную славу и успех

    Слушая ее чарующе-виртуозное пение невероятной красоты, рождалось ощущение, что петь для нее столь же легко и естественно, как и говорить. Синьоре Сопрано, как называют Монтсеррат Кабалье у нее на родине, в последние годы жизнь будто мстила ей за всемирную славу и успех. И не только тяжелыми болезнями. Недавно, например, певица пережила домашний арест по обвинению за неуплату налогов. Но и это испытание она перенесла с гордо поднятой головой. В это время она много писала - музыку и картины. Но всегда говорила: "Очень сомневаюсь, что когда-нибудь я отважусь предъявить миру свои произведения. Их лучше никому не показывать, чтобы не осрамиться. Это лишь мое не слишком удачное, а потому тайное хобби".

    Монтсеррат Кабалье любила бывать в России. Полушутя-полусерьезно говорила, что "тому есть личная причина - в Петербурге живут мои дальние родственники, оказавшиеся в СССР во времена диктатуры Франко, и мы встречаемся всякий раз, когда я приезжаю в Россию. А еще я всегда рада пообщаться со своими русскими коллегами".

    В России Кабалье много выступала с концертами не только в столицах - Москве и Петербурге, но даже в городах Сибири. Чаще всего это происходило по приглашению Николая Баскова. Ей искренне нравилось пестовать и наставлять молодого тенора вопреки тому, что он считался enfant-terrible оперы. А на критику за это в свой адрес отвечала: "Мне интересно открывать новые певческие имена миру. Но я никогда не села бы на корабль, не будь я уверена, что он благополучно дойдет до порта назначения. Я много работала с Николаем в Барселоне и вижу, как он одержим оперой... Я верю в его успех, если он сможет по-настоящему раскрыть свой талант".

    Но однажды Россия, еще в эпоху Советского Союза, подарила Монтсеррат Кабалье триумф, каких мало бывает даже в судьбе великих артистов. В 1974 году во время гастролей миланского театра La Scala Монтсеррат Кабалье исполнила в Москве "Норму" Беллини на сцене Большого театра. И это выступление было абсолютно совершенным, тут же ставшим легендой. Как и вся жизнь фантастической певицы.

    Прямая речь

    Валерий Гергиев:

    - Монтсеррат Кабалье - это золотая страница в истории оперного исполнительства конца 60-х, в 70-х, 80-х годах ХХ века. Я думаю, ее тогдашние выступления установили очень высокую планку, и она вписалась в очень небольшую элитную группу исполнителей, которые в рамках итальянского репертуара устанавливали стандарты качества. И она очень своевременно записывала многие партии - краеугольные, известные, важнейшие. И благодаря этим записям мы сохраним память о ней.

    Николай Басков:

    - Рано утром мне написала Монсэ, племянница Монтсеррат. Я смотрел на текст и ничего не мог понять. Я в шоке, не могу поверить в случившееся. Для меня это огромная личная, совершенно невосполнимая утрата. Такого человека, как она, больше не будет, это невероятный пласт моей жизни...

    Поделиться