07.10.2018 21:37
    Поделиться

    В РАМТ показали спектакль о подростках "Фото topless"

    Камерная история о проблемах и чувствах людей на пороге взросления - спектакль "Фото topless" - обещает стать хитом среди зрителей - ровесников героев. В минувшем году РАМТ придумал конкурс новой драматургии для детей и юношества "В поисках новой пьесы", сделал серию читок и вот - первый результат: пьеса Натальи Блок, победившая в конкурсе, поставлена Олегом Липовецким. В Черной комнате, где театр пробует экспериментальные формы на маленькой, близкой к зрителям, площадке без подмостков, в этот раз развернулась история, словно бы перекочевавшая из соцсетей и школьных коридоров.

    Жизнь пятнадцатилетних происходит в сети в той же, если не большей, мере, что и в реальности. Родительское наказание - три недели без планшета и телефона - один из героев воспринимает как страшную кару, выпадение из жизни, с комическим ужасом признаваясь, как от непереносимой скуки аж книжки начал читать. Аккаунт - это не только возможность социальной маски, создание парадной версии себя, что актуально и для взрослых пользователей. Для юных он еще и дает укрытие их диковатой стеснительности, помогает задать вопросы, которые в реальности связали бы язык - так, сцена свидания двух школьников проходит большей частью онлайн. Сидя рядом, они достают мобильные телефоны и переговариваются в мессенджере смелее, чем могут вслух.

    Вот это сочетание робости и нахальства, стыдливости и развязности очень точно схвачено в пьесе и убедительно перенесено на сцену. Переходный возраст называется так потому, что в нем ключевое - поиск границ, определение допустимого, нахождение себя в мире и своих способов взаимодействия с ровесниками и старшими. Появление соцсетей в этот непростой процесс внесло еще одно измерение - необходимость отличать зыбкость от твердой основы, фантом от реальности, понимать, какую власть над человеческой жизнью имеют слухи, как глупый лайк и перепост обретают силу поступка, рушат только завязавшиеся отношения, и как человеческие качества в конечном итоге определяют, ждут ли каждого успех или насмешки, друзья или одиночество.

    Актеры выходят, здороваясь со зрителями, и представляются, чтобы сразу установить контакт с аудиторией. Уверяют, что это спектакль "без четвертой стены" - однако дальнейшее действие вполне замкнуто само на себя, лишь пару раз разрываясь вопросами героев, обращенными прямо к аудитории. И дальше динамично, но деликатно, без жирных штрихов и нажима, играют шестерых школьников - трех друзей и трех подружек, по-разному вовлеченных в только завязывающиеся отношения Артема (Алексей Веселкин-младший) и Киры (Людмила Пивоварова). История про провокативную просьбу прислать фото топлес, на которую Артема подначивают друзья, и они же потом публикуют присланное в общем доступе - довольно условна. Однако в ней есть правда - детской жесткости, в которой они не умеют останавливаться; детского отчаяния, когда даже готовые помочь старшие кажутся врагами, детского великодушия, когда вдруг все как тимуровцы - один за всех и все за одного. Флешмоб в назидание провинившемуся и онлайн-акция его в качестве извинения - это современные формы старых сказочных сюжетов про испытания жениху. Милый финал, где все мирятся, при всей своей условности, трогает как хеппи-энды старых добрых романтических комедий.

    Характер каждого раскрывается не столько в действиях и диалогах, но особенно - в молчаливой сцене, когда школьники неподвижно слушают любимые треки. Этот плейлист из песен Басты, Монеточки, Нойза, Коржа и других, звучащий в темноте, где экран телефона высвечивает поочередно их лица, рассказывает что-то сокровенное о каждом и заставляет пожалеть их всех, одиноких, как воробьи.

    Старшим зрителям будет интересно увидеть новое поколение рамтовцев, а подросткам - узнать рассказанную на их языке историю о том, как человеческие свойства - смелость, готовность исправить ошибки, великодушие - важны в эпоху соцсетей, как и в любую другую.

    Поделиться