"Букшоп": очаровательная экранизация романа Пенелопы Фицджеральд
На отечественные экраны вышла британско-испано-немецкая экранизация романа английской писательницы Пенелопы Фицджеральд. Книга Фицджеральд вышла на русском языке под совершенно нормальным названием "Книжная лавка", но почему-то фильм, по идее - одноименный, получил маловразумительный перевод и стал "Букшопом". Как бы то ни было, это недоразумение нисколько не должно смущать любителей британской ретродрамы, ибо данная работа режиссера Изабель Койшет представляет собой свежий, яркий, очаровательный образчик этого жанра.
В стилистическом плане "Букшоп" наследует цветастым экранизациям британской классики, а также нескольким трогательным лентам последних лет, таким как "Фантастическая любовь и где ее найти" (This Beautiful Fantastic) Саймона Эбауда и "Леди в фургоне" (The Lady In the Van) по пьесе Алана Беннета с Мэгги Смит в главной роли. Визуально в картине присутствует очарование сельской Англии, дивные пастельные пейзажи сменяются буйным разнотравьем, уютные цветочные орнаменты с книжных обложек удачно гармонируют с интерьерами в духе Уильяма Морриса и Данте Габриэля Россетти да и сами актеры очень живописно смотрятся в скуповатом обрамлении реалий послевоенной Англии. А печальная изнанка повествования мастерски оттеняется обескураживающим английским юмором, хлестким и беспощадным.
Эмили Мортимер каким-то непостижимым образом сумела перевоплотиться в скромную Флоренс Грин, самодостаточную молодую женщину, преисполненную решимости, никогда не расстающуюся с чувством собственного достоинства. Как и многим ее предшественницам по английской литературе, ей удалось отвоевать право на собственное место под солнцем, действуя смело и последовательно. Флоренс - одна из тех, кого окружающие неизменно считают чудачкой, живущей какими-то несбыточными мечтами. Она молчаливо и вместе с тем громогласно заявляет о своем праве не жить чужой жизнью, сплетнями и досужими разговорами, выбрав вместо этого осуществление собственной мечты, которая состоит в открытии книжного магазина.
На самом деле Флоренс отлично понимает правила игры, то, как устроен окружающий мир. Пожалуй, ей недостает представлений о глубине корневой системы социальных плевел, но и это идет на пользу, ведь иногда чем меньше знаешь, тем лучше спишь. Ну а репутация существа не от мира сего - вполне подъемная плата за собственную автономность и надежная защита для того, кто трезво оценивает свои силы в схватке с противником.
Открытие собственного книжного в "Старом доме", разваливающемся на части, - дерзкое начинание, по крайней мере - по меркам уездного городка середины двадцатого века. Оно в одночасье выводит из спячки все активное население - что местный бомонд, что рядовые горожане с удивлением смотрят на ту, кто отважился приехать к ним и вдобавок пытается установить собственные порядки. Но если простой люд очень быстро смекнул, что в этой затее есть немало положительных моментов, то такие завистливые и чванливые представители элиты как Вайолет Гэмарт (Патриша Кларксон) просто так дело не оставят. При помощи скучающих доброхотов лондонского полусвета жизнь Флоренс превращается в сущий ад. И появление на витрине произведений Рэя Бредбери и "Лолиты" Владимира Набокова здесь - лишь вершина айсберга, эффектный повод свести счеты.
Однако не все классовые и социальные границы (которыми в Соединенном Королевстве не пренебрегают и по сей день) абсолютны. Вполне неожиданно для себя Флоренс находит единомышленников в лице тех, кто в равной степени далеко отстоят от нее - затворник Эдмонд Брандиш (его великолепно сыграл Билл Найи), нашел ее сам, а оборотистая Кристина (в лице пронзительной юной актрисы Хонор Книфси) стала претенденткой на роль помощницы Флоренс в книжном задолго до того, как самой хозяйке магазина пришла в голову идея найти ассистента.
По одиночке все трое - дитя, молодая женщина и умудренный жизнью старик - абсолютно беспомощны перед завистью и могуществом власть имущих, и они понимают это. Тем не менее каждый по-своему ведет борьбу до конца, и то, что современный мир безошибочно сочтет поражением, быть может, на самом деле является победой - того редкого свойства, когда можно говорить о победе духа.
Она недостижима в краткосрочной перспективе, становится осязаемой лишь спустя продолжительное время, и ее архитекторам чаще всего не приходится видеть благородных результатов своей борьбы. Но они есть, увековеченные счастливыми носителями переданного им знания, громогласно свидетельствуя о том, что каждое благородное свершение находит своего адресата. А тот, прежде чем принять послание, много лет его носит в нагрудном кармане, не зная, что прочел его и внял ему еще до вскрытия конверта.
4.5