С появлением в кинотеатрах долгожданного мультфильма "Гофманиада" связаны две значимые вехи. Впервые с 1991 года киностудия "Союзмультфильм" выпускает в прокат полнометражный анимационный фильм. И второе - этот проект делался, начиная с 2003 года - то есть 15 лет, и было опасение, что его не доведут до конца никогда. "Долгострой" мало каким фильмам идет на пользу. В случае же с "Гофманиадой" Станислава Соколова нужно благодарить судьбу и новое руководство "Союзмультфильма", которое решительной рукой довело проект до конца. Теперь зритель сможет увидеть на экране ожившее чудо - кукол Михаила Шемякина, ведь фильм выполнен в редкой технике "кукольной stop motion анимации".
Если сказать, что от мультфильма невозможно оторвать глаз - это будет правдой. По словам режиссера, самый активный период в создании визуального строя картины выпал на 2005 год, когда в американской резиденции Шемякина в предместьях Нью-Йорка за короткий срок были разработаны 20 эскизов кукол "Гофманиады". Основным художником-постановщиком фильма стала Елена Ливанова. Она создала образы второстепенных персонажей и превратила некоторые наброски Шемякина в рабочие эскизы, а также перевела эскизы в технические чертежи для изготовления кукол. Ей помогал художник Николай Ливанов. Всего для фильма было создано около 150 кукол. Нередко для одного и того же персонажа делали сразу несколько. Например, у главного героя их восемь.
Фрагменты необычной картины долгие годы представляли на рынках контента по всему миру, и они завораживали не только отечественного зрителя, но и зарубежного. Еще и потому, что изображение чудесным образом попадает и совпадает с миром сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В основу сценария легли сюжеты и персонажи его таинственных, одновременно страшных и смешных сказок "Золотой горшок", "Песочный человек" и, конечно же, "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер".
Сценарий "Гофманиады" сложный и затейливый - в нем одновременно несколько героев, несколько миров, и зритель едва успевает за фантазией создателей. Это отметили еще первые зрители проекта - премьерный показ "Гофманиады" состоялся в феврале этого года на престижном кинорынке EFM в рамках Берлинского кинофестиваля. И среди тех, кто пришел посмотреть "Гофманиаду", были и такие, кто пожертвовал основной программой киносмотра - так не терпелось увидеть, что же получилось. С тех пор анимационный фильм побывал на 71-м Каннском кинофестивале (также на кинорынке), вошел в основную конкурсную программу Шанхайского международного кинофестиваля, его показали на крупнейшем анимационном фестивале мира в Анси и в других местах.
Специальный показ "Гофманиады" состоялся в марте на XXIII Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале, и уже состоялась московская премьера в обновленном кинотеатре "Иллюзион", которая собрала многих известных деятелей культуры. Все они смотрели фильм, автор сценария которого Виктор Славкин, и поражались созвездию именитых артистов, которые причастны к этой работе. Первая находка картины - стопроцентное "попадание в персонажа" - это Владимир Кошевой. Его герой - молодой Эрнст - прототип самого Гофмана. По сюжету Эрнст вспоминает годы, когда он служил в серой и скучной канцелярии, а вечерами уносился в мир искусства и писал оперу под названием "Ундина". В своих богатых фантазиях молодой Эрнст перевоплощается в студента Ансельма, который впадает в романтические переживания, связанные сразу с тремя девушками. Это - дочь консула Вероника, молчаливая таинственная Олимпия и удивительная девушка-змейка Серпентина - всех троих озвучила актриса Анна Артамонова.
Алексей Петренко подарил свой голос злодею Коппелиусу - адвокату, в котором маленький мальчик увидел воплощение Песочного человека. Павел Любимцев - часовщик Паульман, отец молчаливой Олимпии. Александр Ширвиндт - тайный королевский архивариус Линдгорст, изгнанный из Атлантиды, он же - Огненный Саламандр, добрый волшебник и отец Серпентины.
Мультфильм также озвучивали Вячеслав Полунин, Наталия Фиссон и другие. Музыку к картине создал Шандор Каллош. Любопытно, что фильм о фильме, который подготовили авторы не менее удивителен, чем сама картина. В нем рассказывается богатая история создания "Гофманиады", и кадры из реального "приключения" создателей присутствуют на финальных титрах, погружая зрителя в волшебство. Иногда кажется, что сам Гофман незримо следил за происходящим - бросал вызов современным творцам, приостанавливал съемочный процесс, развлекался, играя со временем, а потом взял да и решил проявиться в современном российском настоящем. На всякий случай - чтобы не забывали.