17.10.2018 09:25
    Поделиться

    На экраны выходит датский фильм "Зимние братья"

    Прокатная компания "Иное кино" предлагает любителям артхауса, вот уж точно, абсолютно иное, мало на что похожее кино. "Зимние братья" датского дебютанта Хлинюра Палмасона - сугубая добыча мировых кинофестивалей, где фильм уже снискал и признание, и награду молодому актеру Эллиотту Кроссет Хову за лучшее исполнение мужской роли. В кинотеатрах его представить труднее, но те, кто выдержат первые пять минут и досмотрят до конца, будут долго приходить в себя.

    Перед нами образец полного погружения в сознание героя, какие чаще встречались в литературе, чем в кино. В кино ближайший аналог - "Сын Саула" венгра Ласло Немеша, где трагическая клаустрофобия, ощущение замкнутости в тесном кругу кошмара стали главным, бесконечно длящимся переживанием зрителей. Только в нашем случае среда обитания героя - либо черное пространство шахты с размытыми световыми пятнами от блуждающих во мгле фонариков, либо меловая белизна всей остальной жизни. Горы-призраки, холмы, под снежной пеленой похожие на обглоданный скелет мамонта. Среда кажется безвоздушной, в ней задыхаются, от нее можно свихнуться. И хотя какие-то тени бродят по этой местности, она кажется безлюдной, и герой - голый человек на голой земле. Иногда голый буквально. Но с винтовкой. Голый - отстреливается. Символ времени. Беззащитный. Нелепый. Жалкий. Совсем одинокий. Мы смотрим его глазами, бродим в его коже, слышим мир приглушенно, как на Марсе. Такая оптика.

    Два брата - старший Йохан и младший Эмиль - работают в меловом карьере. Здесь словно вечная зима, но не потому, что снег, а просто все бело - горы, щебенка, известка на робе, ботинках и лицах, человеческие фигуры подобны вдруг очнувшимся гипсовым рабочим, украшавшим советские парки. Здесь звуки - только рокот горных машин, рычание грузовиков, подвывание ветра, невнятный говор. Приглушенные, как в подушку, взрывы - рвут породу. Все статуарно, заторможенно, заморожено. Здесь практически нет женщин, кроме одной, к которой привязался Эмиль - так привязался, что крадет ее трусики, чтобы наслаждаться в одиночестве. И если будет между ними подобие эротической сцены, то в его больном бреду. Два человеческих эмбриона в меловом круге: "Хочешь меня съесть?" - "Да!" - "Спасибо..."

    Это фильм еще и о вине. В смысле - и об алкоголе и о чувстве вины, которое никак не посетит героя. Он ворует с фабрики химикаты и готовит из них пойло, которое оказывается травиловкой. О том, что он убийца, ему сообщит издевательски вежливый начальник. И заставит лично проглотить бутылку - выживет или нет?

    На свою самогонку Эмиль выменяет армейскую автоматическую винтовку, и с ней придет в его сознание какая-то другая жизнь - тоже без смысла, но с пальбой. И он станет снова и снова крутить старые инструктивные видео для новобранцев. Где солдат орет от ужаса - и, глубоко заглянув в орущую глотку, Эмиль почувствует иную радость существования...

    Это очень мощный фильм, который требует от зрителя желания и способности в него войти и его пройти до конца. Вкус кафкианского абсурда прошивает картину ленивой автоматной очередью. В ней точно есть к чему придираться: первый опыт режиссера неровен, повествование разодрано в клочки, но образ выморочной жизни в этом космическом одиночестве, о жизни робота в бреду как типичного представителя человеческой породы, потом долго не отпустит - впечатление такой силы редко встретишь сегодня в молодом кино. В фильме выдающиеся работы оператора Марии фон Хаусвольф и композитора Токе Бронсона Одина - раз услышав, уже не забудешь, как весь этот странно знакомый мир глухо стонет, прозрачными глазами глядя в пустоту.

    Режиссеру Хлинюру Палмасону 34 года, за его плечами пара короткометражек; "Зимние братья" - его дебют в большом кино, и у этого первенца уже с десяток международных призов. По манере Палмасон не похож ни на фон Триера, ни на Томаса Винтерберга, он предлагает свой - спорный, но эффективный способ войти в необычно близкий контакт с героем. Похоже, с его приходом может начаться еще одна новая волна датского кино.

    Поделиться