07.11.2018 19:15
    Поделиться

    "Дубликат": регулярная шизофрения

    Это, допустим, Джонатан. Он - архитектор. Трудится в соответствующей конторе, на хорошем счету у начальства, молодой, способный, прилежный, с перспективами. Начальник ему предлагает серьезный проект, но он отказывается. На полставки только приходит, чего-нибудь почертит - и домой. Потому что вечером Джонатан уже не Джонатан, а Джон, его родной брат, который делит с ним одно тело посменно. С семи утра до семи вечера - время Джонатана, с семи вечера и до семи утра - время Джона.

    В принципе, многие сейчас так живут. С понедельника по вечер пятницы - один человек, с вечера пятницы по утро понедельника - другой. И ничего. Но фильм "Дубликат" почему-то делает из этого проблему.

    Перед окончанием каждой смены Джонатан и Джон записывают видеоотчеты (любители аниме тут сразу вспомнят прошлогодний суперхит "Твое имя") - во избежание недоразумений. Через эти записи они также общаются меж собой. Делятся наболевшим, распределяют обязанности по дому и так далее. Все идет своим чередом, пока однажды Джонатан не начинает подозревать, что братишка от него что-то скрывает. Тайное быстро всплывает наружу и оказывается банальным до безобразия: Джон втихаря завел себе зазнобу. Которая становится катализатором внутрисемейного конфликта и вершиной амурного треугольника.

    Не ахти какое развитие событий, прямо скажем, но его тем не менее нужно ценить. Потому как к третьему акту девушка куда-то исчезает, и фильму после этого только и остается, что с тупым верблюжьим усердием самодовольно пережевывать одну и ту же метафору о дуальной природе личности, периодически выплевывая на ходу придуманные сюжетные виражи.

    Из тысячи путей, которыми можно развить неплохую концепцию, дебютант большого кино Билл Оливер как будто нарочно выбирает наиболее скучный, избегая любых, даже самых очевидных потенциально выигрышных возможностей. Казалось бы, вот у тебя сразу две роли для одного актера. Вот Энсел Элгорт, восходящая звезда, он только что блестяще отыграл в "Малыше на драйве", который всем понравился. Ну сложи ты два и два, это ж несложно.

    Что делает Билл Оливер? Билл Оливер концентрируется на одном персонаже - безэмоциональном социофобе, оставляя второго - как минимум более энергичного - прохлаждаться за кадром. Что не только лишает актера редкого шанса проявить талант и воплотить два образа за раз, а зрителя - двойного удовольствия от такого аттракциона, но и портит всю драматургию. Потому что Джон при этом подходе заочно выглядит раздражающей истеричкой, которая жаждет внимания и, не получая его, перманентно отравляет существование своему соседу по бренной оболочке.

    Возвращаясь к вопросу о концепции и о том, как ее можно развить: подозрительно похожую историю давно сочинил известный в узких кругах сказочник Дмитрий Гайдук - "Регулярная шизофрения" называется, про Валеру-программиста и Васю-матроса. С тем же приблизительно сюжетом и практически аналогичной любовной линией. В итоге там выясняется, что на самом деле нет ни Валеры-программиста, ни Васи-матроса, а есть Сережа-растаман, который все это себе придумал.

    В "Дубликате" на самом деле тоже нет никакого дубликата, а есть неуемная фантазия локализаторов, заменивших оригинальный заголовок - "Джонатан" - на данный. Жаль, у самого фильма с фантазией дела обстоят гораздо хуже. Мало того что он предельно занудный, в этом занудстве вообще не просматривается какой-то четкой мысли, какого-то внятного вывода.

    Размышлять на предложенную Биллом Оливером тему - все равно что раздумывать над дилеммой: если парень, страдающий диссоциативным расстройством личности, переспит с девушкой, а потом снова с ней переспит, но уже будучи кем-то другим, то девушке следует его считать за одного сексуального партнера или за двух? Согласитесь, занятное упражнение для ума, но в то же время совершенно бесполезное.

    2

    Поделиться